Глагол. Наречие. Безлично-предикативные слова.
Страница 7 из 9
Глагол в спрягаемой форме
1. Словоформа в тексте с зависимым словом, если оно имеется.
2.1. Вид глагола с точки зрения вхождения в видовую пару:
2.1.1. глагол несовершенного вида, являющийся членом видовой пары ( писать – написать, перечитывать – перечитать );
2.1.2. глагол совершенного вида, являющийся членом видовой пары ( написать – писать, перечитать – перечитывать );
2.1.3. глагол несовершенного вида, не являющийся членом видовой пары (одновидовой, несоотносительный по виду: мочь, принадлежать, сидеть );
2.1.4. глагол совершенного вида, не являющийся членом видовой пары (одновидовой, несоотносительный по виду: вздремнуть, толкнуть, зарычать );
2.1.5. двувидовый глагол ( телеграфировать, использовать ).
2.2. Для глаголов, входящих в видовые пары, определяется способ формирования видовой пары:
2.2.1. видовая пара образуется путем перфективации ( пахать – вспахать, строить – построить );
2.2.2. видовая пара образуется путем имперфективации ( переписать – переписывать, решить – решать );
2.2.3. видовая пара образуется супплетивным способом ( возвращать – вернуть, говорить – сказать, класть – положить ).
3. Переходность:
3.1. переходный глагол, объект выражен винительным падежом ( благодарить воспитателя, читать книгу );
3.2. переходный глагол, объект выражен родительным падежом со значением части целого или при отрицательном сказуемом ( выпить чая, не пить молока );
3.3. переходный глагол, объект выражен придаточной частью сложного предложения ( Я знаю, что эту задачу можно решить другим способом );
3.4. непереходный глагол ( бежать, заниматься ).
4. Залог
по Грамматике русского языка–1960 (по В.В. Виноградову):
4.1. 1. действительный ( Бухгалтер составляет смету. Рабочие строят дом );
4.1. 2. страдательный ( Смета составляется бухгалтером. Дом строится рабочими );
4.1.3. возвратно-средний ( умываться, бодаться, жечься );
4.1.4. вне залога ( ходить, молиться, смеркаться );
по Русской грамматике–1980:
4.2.1. действительный двузалоговый ( ремонтировать, строить );
4.2.2. действительный однозалоговый ( рваться, радоваться );
4.2.3. страдательный двузалоговый ( смета составляется бухгалтером, составлена ).
5. Выделить и назвать основу глагола в инфинитиве (в прошедшем времени) и в настоящем (или будущем простом) времени.
6. Класс:
6.1. I продуктивный ( читать, гулять );
6.2. II продуктивный ( владеть, худеть );
6.3. III продуктивный ( зимовать, корчевать );
6.4. IV продуктивный ( возить, хранить );
6.5. V продуктивный ( обмануть, шагнуть ).
7. Спряжение:
7.1. 1 спряжение ( читать, идти );
7.2. 2 спряжение ( говорить, дышать );
7.3. разноспрягаемый глагол ( хотеть, бежать );
7.4. особое (архаичное) спряжение ( есть, дать ).
8. Наклонение:
8.1. изъявительное ( пою, говорим, создам );
8.2. сослагательное ( пел бы, говорил бы, создал бы );
8.3. повелительное ( пой, говори, создайте );
8.4. изъявительное в значении повелительного ( Пойдёшь и скажешь брату, чтобы он пришёл завтра к нам );
8.5. повелительное наклонение в значении сослагательного ( Догадайся я прийти утром, работу можно было бы закончить );
8.6. повелительное в значении изъявительного ( И блесни мне тут счастливая мысль! Тургенев);
8.7. сослагательное наклонение в значении повелительного ( Шёл бы ты к себе! Рассказал бы нам что-нибудь интересное! ).
9. Время:
настоящее:
9.1. актуальное, обозначающее действие, совпадающее с моментом речи ( читаю книгу );
9.2. неактуальное, обозначающее постоянное действие ( человек дышит лёгкими );
9.3. неактуальное, абстрактное, называющее повторяющееся, типичное действие, представленное в широком плане настоящего времени, не связанного с моментом речи ( Студенты при подготовке к экзамену используют конспекты и учебники );
9.4. неактуальное, комментирующее ( Мяч уходит за боковую линию );
9.5. время, промежуточное между актуальным и неактуальным, обозначающее действие, совпадающее с моментом речи, но выходящее за его пределы ( учусь в Таврическом национальном университете );
переносное употребление форм настоящего времени:
9.6. настоящее историческое ( Сижу, пишу лекцию, как вдруг открылась дверь …);
9.7. настоящее в значении будущего времени ( Вечером я иду в театр );
прошедшее:
9.8. перфектное ( Скалы нависли над морем );
9.9. имперфектное ( Мы подходили к калитке, когда начался дождь );
9. 10. аористическое ( Петух прокукарекал и затих. Вы звонили в деканат? );
особые формы прошедшего времени:
9.11. давнопрошедшее, выраженное многократными глаголами ( Здесь барин сиживал один . Пушкин);
9.12. прерванное ( Пошёл было, да остановился );
9.13. обозначающее внезапно-мгновенное действие ( Вдруг слышим у двери: кто-то звяк в кольцо . Лесков);
переносное употребление форм прошедшего времени:
9.14. прошедшее время вместо будущего ( Ну всё, мы пропали! );
9.15. прошедшее вместо настоящего времени ( Хорошо летом в деревне! Встал утром, вышел во двор, видишь, как птицы просыпаются, солнце встаёт, всё наполняется теплом и светом );
будущее время:
9.16. обозначает действие после момента речи ( пойду в театр );
9.17. абстрактное (… по праздникам за этот стол сядут лучшие люди округа . Горький);
переносное употребление форм будущего времени:
9.18. будущее в значении настоящего неактуального ( Только голубь остановится, кошка тоже замирает; он двинется дальше по двору – она крадётся за ним );
9.19. будущее в значении прошедшего ( Всё было тихо, листок не шелохнётся, лишь иногда плеснёт рыба ).
10. Лицо:
10.1. 1-е лицо в основном значении ( читаю, читаем );
10.2. 2-е лицо в основном значении ( читаешь, читаете );
10.3. 3-е лицо в основном значении ( читает, читают );
10.4. безличный глагол ( рассветает, смеркается );
10.5. 1-е лицо с обобщённо-личным значением ( Чужую беду руками разведу. Что имеем – не храним, потерявши – плачем);
10.6. 2-е лицо с обобщённо-личным значением ( Что посеешь, то и пожнёшь );
10.7. 2-е лицо вежливости ( Татьяна Викторовна, Вы знаете эту работу? );
10.8. 3-е лицо с обобщённо-личным значением ( Цыплят по осени считают );
10.9. 3-е лицо с неопределённо-личным значением ( Просят не курить );
10.10. 1-е, 2-е и 3-е лицо выражены не с помощью особых форм, а синтаксически ( я пришёл, ты пришёл, он пришёл );
переносные значения:
10.11.1-е лицо мн. ч. в значении второго лица ( читаем? );
10.12. 3-е лицо мн. ч. в значении 1-го лица ( тебе говорят! ).
11. Род:
11.1. мужской ( играл );
11.2. женский ( играла );
11.3. средний ( играло );
11.4. не различается ( играли );
11.5. отсутствует ( играю, переведу ).
12. Число:
12.1. единственное ( пишу );
12.2. множественное ( пишем );
12.3. множественное в значении единственного ( Как себя чувствуем? );
12.4. единственное в значении множественного ( Слушай мою команду! ).
13. Словообразование:
13.1. нечленимая немотивированная основа ( везу, идут );
13.2. членимая немотивированная основа (читать );
13.3. префиксация ( написать, вбежать );
13.4. суффиксация ( тренировать, сапожничать );
13.5. префиксально-суффиксальный способ ( затруднить, удешевить );
13.6. постфиксальный способ ( учиться, плескаться );
13.7. префиксально-постфиксальный способ ( отмахнуться, вчитаться );
13.8. суффиксально-постфиксальный способ ( петушиться, ветвиться );
13.9. префиксально-суффиксально-постфиксальный способ ( ухитриться, изловчиться );
13.10. сложение ( самоопределиться, радиофицировать );
13.11. префиксация со сложением ( умиротворить );
13.12. сращение ( благотворить, заблагорассудиться );
13.13. сращение в сочетании с суффиксацией ( христарадничать ).
14. Синтаксическая функция:
14.1. сказуемое или его компонент;
14.2. подлежащее или его компонент;
14.3. дополнение;
14.4. несогласованное определение;
14.5. обстоятельство.
Примерные варианты разбора
Народное творчество учит понимать условность искусства (Д. Лихачёв)
Анализируемый глагол – учит.
• Минимальный контекст: (народное творчество ) учит ( понимать ).
• Инфинитив – учить.
• НСВ, является членом видовой пары ( учит – научит ).
• Видовая пара образуется путём перфективации.
• Переходный глагол в основном значении, когда объект может быть выражен винительным падежом ( учит уроки ), но в данном лексико-семантическом варианте – непереходный.
• Залог по Грамматике–60 – действительный в основном значении, в данном ЛСВ – вне залога, так как глагол непереходный; по Русской грамматике–80 – действительный, однозалоговый.
• Основа инфинитива – учи-, основа настоящего времени – уч-.
• Класс IV продуктивный.
• Спряжение II.
10. Наклонение изъявительное.
• 11. Время настоящее; глагол обозначает действие, совпадающее с моментом речи, но выходящее за его пределы.
12. 3-е лицо в основном значении (с дополнительным обобщённо-личным значением?).
13. Род отсутствует.
14. Число отсутствует.
15. Членимая немотивированная основа.
16. Синтаксическая функция – простое глагольное сказуемое.
Анализируемый глагол – понимать.
• 1. Минимальный контекст – ( народное творчество учит ) понимат ь.
• 2. Инфинитив – понимать.
• 3. НСВ, не является членом видовой пары (одновидовой).
• 4. Переходный глагол; объект выражен винительным падежом ( понимать искусство ).
• 5. Залог по Грамматике–60 – действительный, по Русской грамматике–80 – действительный, двузалоговый.
• 6. Основа инфинитива – понима-, основа настоящего времени – понима j -.
• 7. Класс I продуктивный.
• 8. Спряжение I .
• 9. Наклонение отсутствует.
• 10. Время отсутствует.
• 11. Лицо отсутствует.
• 12. Род отсутствует.
• 13. Число отсутствует.
• 14. Префиксально-суффиксальный способ словообразования.
• 15. Синтаксическая функция – дополнение.
•
Примечание . Здесь и далее номер позиции в разборе конкретного глагола (наречия, безлично-предикативного слова) не обязательно соответствует номеру позиции схемы. Поэтому прочерки при разборе делать не следует.
Школьная грамматика
«Порядок разбора
I . Часть речи. Общее значение.
II . Морфологические признаки. 1. Начальная форма (неопределённая форма). 2. Постоянные признаки: а) вид; б) спряжение; в) переходность. 3. Непостоянные признаки: а) наклонение; б) число; в) время (если есть); г) лицо (если есть); д) род (если есть).
III . Синтаксическая роль.
Образец разбора
Характер закаляется трудом. (Д.Писарев).
Закаляется – глагол, так как, во-первых, обозначает действие; во-вторых, имеет начальную форму закаляться и следующие морфологические признаки: несовершенный вид, I спряжение, непереходный, употреблён в изъявительном наклонении, в единственном числе, в 3-м лице; в-третьих, в предложении является сказуемым. |
Закаляется – глагол, так как: а) обозначает действие; б) закаляться , несов. вид, I спряж., неперех., в изъявит. накл., в ед. ч., в 3-м л.; 3) что делает?» |
1. Словоформа в тексте с зависимым словом.
2. Начальная форма причастия (муж. р., ед. ч., им. п.).
3. Инфинитив глагола, от которого образовано причастие.
4. Вид причастия:
4.1. совершенный ( переписавший, вылепленный );
4.2. несовершенный ( писавший, лежавший ).
5. Залог:
5.1. действительный ( моющий, принявший );
5.2. страдательный ( ремонтируемый, вымытый ).
6. Время:
по формальному показателю :
6.1.1. настоящее ( смеющийся, колеблемый );
6.1.2. прошедшее ( общипанный, крытый );
по значению :
6.2.1. настоящее абсолютное ( студент, слушающий лекцию );
6.2.2. прошедшее абсолютное ( студент, слушавший лекцию );
6.2.3. причастие называет признак предмета, совершающего (совершавшего) действие, одновременное с действием глагола-сказуемого ( День потухающий дымился… Тютчев);
6.2.4. причастие называет признак предмета, совершавшего действие, предшествующее действию глагола-сказуемого ( Росой обрызганный душистой…Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой. Лермонтов).
7. Полная или краткая форма:
7.1. полная форма страдательных причастий, имеющих краткую форму ( разбавленный, поджаренный, омытый );
7.2. краткая форма страдательных причастий, имеющих полную форму ( разбавлен, поджарен, омыт );
7.3. полная форма причастий, не имеющих краткой формы ( работающий, читающий ).
8. Род:
8.1. мужской ( работающий );
8.2. женский ( работающая );
8.3. средний ( работающее );
8.4. не различается ( работающие ).
9. Число:
9.1. единственное ( звеневший );
9.2. множественное ( звеневшие ).
10. Падеж:
10.1. именительный ( приехавший );
10.2. родительный ( приехавшего );
10.3. дательный ( приехавшему );
10.4. винительный ( приехавшего, приехавший );
10.5. творительный ( приехавшим );
10.6. предложный ( о приехавшем ).
11. Склонение:
11.1. адъективное, твердый вариант ( поднятый, выжатый );
11.2. адъективное, смешанный (графически) вариант ( перебежавший, подающий );
11.3. краткие причастия не склоняются ( сварен, прочитан ).
12. Формообразование причастий:
12.1. суффиксальное ( произносящий, слышимый, услышанный, добытый );
12.1. супплетивное ( шедший ).
13. Синтаксическая функция:
13.1. согласованное определение;
13.2. компонент составного сказуемого.
Примерные варианты разбора
Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, смоченной дождём (К. Паустовский).
Смоченной – причастие (вербально-адъективный контаминант).
• Минимальный контекст: ( земли ), смоченной ( дождём ).
• Начальная форма – смоченный.
• Инфинитив глагола, от которого образовано причастие, – смочить.
• СВ.
• Залог страдательный.
• Время по формальному показателю – прошедшее, по значению – причастие называет признак предмета, совершившего действие, предшествующее действию глагола-сказуемого.
• Полная форма страдательного причастия, имеющего краткую форму ( смочен ).
• В форме жен. рода.
• В форме ед. числа.
• В форме род. падежа.
• Склонение адъективное, твердый вариант.
• Образовано от глагола смочить с помощью формообразующего суффикса – енн -.
• Синтаксическая функция – определение (компонент причастного оборота).
На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком (К. Паустовский).
Анализируемое причастие – омыта.
1. Минимальный контекст: ( трава ) омыта ( росой ) .
2. Начальная форма – омыта; полная форма – омытая.
3. Инфинитив глагола, от которого образовано причастие, – омыть.
4. СВ.
5. Залог страдательный.
6. Время по формальному показателю – прошедшее, по значению – прошедшее абсолютное.
7. Краткая форма страдательного причастия, имеющего полную форму ( омытая ).
8. В форме жен. рода.
9. В форме ед. числа.
10. Не склоняется (так как краткая форма).
11. Образовано от глагола омыть с помощью формообразующего суффикса – т -.
12. Компонент именной части составного глагольного сказуемого.
Школьная грамматика
«План разбора
I . Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.
II . Морфологические признаки. 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид. 3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); падеж (у причастий в полной форме); в) число; г) род.
III . Синтаксическая роль.
Образец разбора
Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.
Остывшая – особая форма глагола – причастие. Во-первых, обозначает признак по действию: (степь какая ?) остывшая . Начальная форма – остывший . Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: действительное, прошедшего времени, совершенного вида. Здесь употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в женском роде – это его непостоянные признаки. В-третьих, в предложении является определением. |
Остывшая – особая форма глагола – причастие. I . (Степь какая ?) остывшая . Н. ф. – остывший . II . Пост. – действ., прош. вр., сов. вид; непост. – им. п., ед. ч., ж. р. III . Какая степь? остывшая » |
[ С. 46 ]
Деепричастие
1. Деепричастие с зависимым словом.
2. Инфинитив глагола, от которого образовано причастие.
3. Вид:
3.1. совершенный ( преобразовав, пройдя, умывшись );
3.2. несовершенный ( преобразуя, переходя, умываясь ).
4. Время:
4.1. деепричастие обозначает признак действия, совершаемого или совершенного одновременно с действием глагола-сказуемого ( Гуляя по парку, мы встретили давнего знакомого );
4.2. деепричастие обозначает признак действия, предшествующего действию глагола-сказуемого ( Завершив работу, старик аккуратно сложил инструменты и встал );
4.3. деепричастие обозначает признак действия, следующего за действием глагола-сказуемого ( мяч сильно ударился о землю, подскочив на несколько метров вверх ).
5. Синтаксическая функция:
5.1. обстоятельство;
5.2. компонент обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
Примерный вариант разбора
Если писатель , работая , не видит за словами того, о чём он пишет, то читатель ничего не увидит за ними (К. Паустовский).
Работая – деепричастие (вербально-адвербиальный контаминант).
• Минимальный контекст: ( писатель ) , работая, ( не видит того ) .
• Инфинитив глагола, от которого образовано деепричастие, – работать.
• НСВ.
• Время настоящее; деепричастие обозначает признак действия, совершаемого одновременно с действием глагола-сказуемого ( работая, не видит ).
• Синтаксическая функция – обособленное обстоятельство.
Школьная грамматика
«План разбора
I . Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.
II . Морфологические признаки. 1. Начальная форма (неопределенная форма глагола). 2. Вид. 3. Неизменяемость.
III . Синтаксическая роль.
Образец разбора
Мересьев полз, задыхаясь , падая, теряя сознание. (Б.Полевой.)
Задыхаясь – особая форма глагола – деепричастие. Во-первых, обозначает добавочное действие глагола: полз ( как ?) задыхаясь. Начальная форма – задыхаться . Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки: несовершенного вида, неизменяемое. В-третьих, в предложении является обстоятельством. |
Задыхаясь – особая форма глагола – деепричастие. I . Полз ( как ?) задыхаясь . Н.ф. – задыхаться . II . Морф. призн.: несов. вид, неизм. ф. III . К ак полз? Задыхаясь ». |
[C. 74] .
Наречие
1. Наречие с зависимым словом.
2. Разряд по значению:
2.1. наречие качественной характеристики ( удобно, весело );
2.2. образа действия ( пешком, бегом );
2.3. меры и степени ( очень, крайне );
2.4. пространственной характеристики, то есть места и направления ( мимо, вперёд, сбоку );
2.5. времени ( вчера, сегодня );
2.6. причины ( сдуру, спьяну );
2.7. цели ( нарочно, специально ).
3. Степени сравнения качественных наречий:
3.1. сравнительная степень, синтетическая форма ( быстрее, выше );
3.2. сравнительная степень, аналитическая форма ( более быстро, более высоко );
3.3. превосходная степень, синтетическая форма ( высочайше, превосходнейше );
3.4. превосходная степень, аналитическая форма ( быстрее всего, всех; выше всего, всех ).
4. Словообразование наречий:
4.1. наречие с непроизводной основой ( прочь, вон );
4.2. суффиксальный способ ( творчески, быстро );
4.3. префиксальный способ ( затемно, доныне );
4.4. префиксально-суффиксальный способ ( издавна, по-хорошему );
4.5. префиксация с нулевой суффиксацией ( вниз, нарасхват, вплавь );
4.6. сложение ( полулёжа, полусидя );
4.7. суффиксация со сложением ( мимолётом, мимоходом );
4.8. префиксально-суффиксальный способ со сложением ( вполнакала, вполголоса );
4.9. повторение основы ( тихо-тихо ).
5. Синтаксическая функция:
5.1. обстоятельство;
5.2. компонент составного сказуемого;
несогласованное определение.
Примерный вариант разбора
Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит (К.П.).
Хорошо – наречие.
• Минимальный контекст: хорошо (может видеть тот).
• Разряд по значению – наречие качественной характеристики (с оттенком меры и степени?).
• Положительная степень; наречие может иметь степени сравнения ( хорошо – лучше – лучше всех ).
• Суффиксация.
• Синтаксическая функция – обстоятельство.
Учебник для 7 кл.
Безлично-предикативные слова
(слова категории состояния)
1. Безлично-предикативное слово со связкой.
2. Разряд по значению:
2.1. состояние живого существа ( грустно, неудобно );
2.2. состояние среды ( ветрено, пыльно );
2.3. этическая, модальная, временная, пространственная и т. д. оценка состояния ( неловко, надо, пора, далеко );
2.4. другие значения.
3. Степени сравнения:
3.1. сравнительная, синтетическая форма ( веселее, теплее );
3.2. сравнительная, аналитическая форма ( более тепло );
3.3. превосходная, аналитическая форма ( теплее всего, веселее всего );
3.4. отсутствует.
4. Разряд по происхождению:
4.1. образовано путем перехода наречия на –о или краткого прилагательного ср. р., ед. ч. ( холодно, грустно );
4.2. образовано путем перехода из имени существительного ( охота, пора );
4.3. образовано путем перехода из кратких причастий ср. р. ед. ч. ( накурено, натоплено );
4.4. не соотносится по образованию с другими частями речи ( можно, совестно ).
5. Синтаксическая функция:
5.1. главный член односоставного безличного предложения;
• сказуемое двусоставного предложения.
Примерный вариант разбора
Хорошо гулять летним вечером по набережной Ялты.
• Хорошо – безлично-предикативное слово.
• Минимальный контекст – хорошо ( гулять ).
• Разряд по значению: называет состояние живого существа.
• Положительная степень, имеющая степени сравнения ( хорошо – лучше – лучше всего ).
• Разряд по происхождению: образовано путём предикативации от краткого прилагательного или наречия.
• Синтаксическая функция – компонент главного члена односоставного безличного предложения ( хорошо гулять ).
В школьной практике безлично-предикативные слова (слова категории состояния) как часть речи не выделяются.