Глагол. Наречие. Безлично-предикативные слова.

Страница 7 из 9

Глагол в спрягаемой форме

1. Словоформа в тексте с зависимым словом, если оно имеется.

2.1. Вид глагола с точки зрения вхождения в видовую пару:

2.1.1. глагол несовершенного вида, являющийся членом видовой пары ( писать – написать, перечитывать – перечитать );

2.1.2. глагол совершенного вида, являющийся членом видовой пары ( написать – писать, перечитать – перечитывать );

2.1.3. глагол несовершенного вида, не являющийся членом видовой пары (одновидовой, несоотносительный по виду: мочь, принадлежать, сидеть );

2.1.4. глагол совершенного вида, не являющийся членом видовой пары (одновидовой, несоотносительный по виду: вздремнуть, толкнуть, зарычать );

2.1.5. двувидовый глагол ( телеграфировать, использовать ).

2.2. Для глаголов, входящих в видовые пары, определяется способ формирования видовой пары:

2.2.1. видовая пара образуется путем перфективации ( пахать – вспахать, строить – построить );

2.2.2. видовая пара образуется путем имперфективации ( переписать – переписывать, решить – решать );

2.2.3. видовая пара образуется супплетивным способом ( возвращать – вернуть, говоритьсказать, класть – положить ).

3. Переходность:

3.1. переходный глагол, объект выражен винительным падежом ( благодарить воспитателя, читать книгу );

3.2. переходный глагол, объект выражен родительным падежом со значением части целого или при отрицательном сказуемом ( выпить чая, не пить молока );

3.3. переходный глагол, объект выражен придаточной частью сложного предложения ( Я знаю, что эту задачу можно решить другим способом );

3.4. непереходный глагол ( бежать, заниматься ).

4. Залог

по Грамматике русского языка–1960 (по В.В. Виноградову):

4.1. 1. действительный ( Бухгалтер составляет смету. Рабочие строят дом );

4.1. 2. страдательный ( Смета составляется бухгалтером. Дом строится рабочими );

4.1.3. возвратно-средний ( умываться, бодаться, жечься );

4.1.4. вне залога ( ходить, молиться, смеркаться );

по Русской грамматике–1980:

4.2.1. действительный двузалоговый ( ремонтировать, строить );

4.2.2. действительный однозалоговый ( рваться, радоваться );

4.2.3. страдательный двузалоговый ( смета составляется бухгалтером, составлена ).

5. Выделить и назвать основу глагола в инфинитиве (в прошедшем времени) и в настоящем (или будущем простом) времени.

6. Класс:

6.1. I продуктивный ( читать, гулять );

6.2. II продуктивный ( владеть, худеть );

6.3. III продуктивный ( зимовать, корчевать );

6.4. IV продуктивный ( возить, хранить );

6.5. V продуктивный ( обмануть, шагнуть ).

7. Спряжение:

7.1. 1 спряжение ( читать, идти );

7.2. 2 спряжение ( говорить, дышать );

7.3. разноспрягаемый глагол ( хотеть, бежать );

7.4. особое (архаичное) спряжение ( есть, дать ).

8. Наклонение:

8.1. изъявительное ( пою, говорим, создам );

8.2. сослагательное ( пел бы, говорил бы, создал бы );

8.3. повелительное ( пой, говори, создайте );

8.4. изъявительное в значении повелительного ( Пойдёшь и скажешь брату, чтобы он пришёл завтра к нам );

8.5. повелительное наклонение в значении сослагательного ( Догадайся я прийти утром, работу можно было бы закончить );

8.6. повелительное в значении изъявительного ( И блесни мне тут счастливая мысль! Тургенев);

8.7. сослагательное наклонение в значении повелительного ( Шёл бы ты к себе! Рассказал бы нам что-нибудь интересное! ).

9. Время:

настоящее:

9.1. актуальное, обозначающее действие, совпадающее с моментом речи ( читаю книгу );

9.2. неактуальное, обозначающее постоянное действие ( человек дышит лёгкими );

9.3. неактуальное, абстрактное, называющее повторяющееся, типичное действие, представленное в широком плане настоящего времени, не связанного с моментом речи ( Студенты при подготовке к экзамену используют конспекты и учебники );

9.4. неактуальное, комментирующее ( Мяч уходит за боковую линию );

9.5. время, промежуточное между актуальным и неактуальным, обозначающее действие, совпадающее с моментом речи, но выходящее за его пределы ( учусь в Таврическом национальном университете );

переносное употребление форм настоящего времени:

9.6. настоящее историческое ( Сижу, пишу лекцию, как вдруг открылась дверь …);

9.7. настоящее в значении будущего времени ( Вечером я иду в театр );

прошедшее:

9.8. перфектное ( Скалы нависли над морем );

9.9. имперфектное ( Мы подходили к калитке, когда начался дождь );

9. 10. аористическое ( Петух прокукарекал и затих. Вы звонили в деканат? );

особые формы прошедшего времени:

9.11. давнопрошедшее, выраженное многократными глаголами ( Здесь барин сиживал один . Пушкин);

9.12. прерванное ( Пошёл было, да остановился );

9.13. обозначающее внезапно-мгновенное действие ( Вдруг слышим у двери: кто-то звяк в кольцо . Лесков);

переносное употребление форм прошедшего времени:

9.14. прошедшее время вместо будущего ( Ну всё, мы пропали! );

9.15. прошедшее вместо настоящего времени ( Хорошо летом в деревне! Встал утром, вышел во двор, видишь, как птицы просыпаются, солнце встаёт, всё наполняется теплом и светом );

будущее время:

9.16. обозначает действие после момента речи ( пойду в театр );

9.17. абстрактное (… по праздникам за этот стол сядут лучшие люди округа . Горький);

переносное употребление форм будущего времени:

9.18. будущее в значении настоящего неактуального ( Только голубь остановится, кошка тоже замирает; он двинется дальше по двору – она крадётся за ним );

9.19. будущее в значении прошедшего ( Всё было тихо, листок не шелохнётся, лишь иногда плеснёт рыба ).

10. Лицо:

10.1. 1-е лицо в основном значении ( читаю, читаем );

10.2. 2-е лицо в основном значении ( читаешь, читаете );

10.3. 3-е лицо в основном значении ( читает, читают );

10.4. безличный глагол ( рассветает, смеркается );

10.5. 1-е лицо с обобщённо-личным значением ( Чужую беду руками разведу. Что имеем – не храним, потерявши – плачем);

10.6. 2-е лицо с обобщённо-личным значением ( Что посеешь, то и пожнёшь );

10.7. 2-е лицо вежливости ( Татьяна Викторовна, Вы знаете эту работу? );

10.8. 3-е лицо с обобщённо-личным значением ( Цыплят по осени считают );

10.9. 3-е лицо с неопределённо-личным значением ( Просят не курить );

10.10. 1-е, 2-е и 3-е лицо выражены не с помощью особых форм, а синтаксически ( я пришёл, ты пришёл, он пришёл );

переносные значения:

10.11.1-е лицо мн. ч. в значении второго лица ( читаем? );

10.12. 3-е лицо мн. ч. в значении 1-го лица ( тебе говорят! ).

11. Род:

11.1. мужской ( играл );

11.2. женский ( играла );

11.3. средний ( играло );

11.4. не различается ( играли );

11.5. отсутствует ( играю, переведу ).

12. Число:

12.1. единственное ( пишу );

12.2. множественное ( пишем );

12.3. множественное в значении единственного ( Как себя чувствуем? );

12.4. единственное в значении множественного ( Слушай мою команду! ).

13. Словообразование:

13.1. нечленимая немотивированная основа ( везу, идут );

13.2. членимая немотивированная основа (читать );

13.3. префиксация ( написать, вбежать );

13.4. суффиксация ( тренировать, сапожничать );

13.5. префиксально-суффиксальный способ ( затруднить, удешевить );

13.6. постфиксальный способ ( учиться, плескаться );

13.7. префиксально-постфиксальный способ ( отмахнуться, вчитаться );

13.8. суффиксально-постфиксальный способ ( петушиться, ветвиться );

13.9. префиксально-суффиксально-постфиксальный способ ( ухитриться, изловчиться );

13.10. сложение ( самоопределиться, радиофицировать );

13.11. префиксация со сложением ( умиротворить );

13.12. сращение ( благотворить, заблагорассудиться );

13.13. сращение в сочетании с суффиксацией ( христарадничать ).

14. Синтаксическая функция:

14.1. сказуемое или его компонент;

14.2. подлежащее или его компонент;

14.3. дополнение;

14.4. несогласованное определение;

14.5. обстоятельство.

Примерные варианты разбора

Народное творчество учит понимать условность искусства (Д. Лихачёв)

Анализируемый глагол – учит.

•  Минимальный контекст: (народное творчество ) учит ( понимать ).

•  Инфинитив – учить.

•  НСВ, является членом видовой пары ( учит – научит ).

•  Видовая пара образуется путём перфективации.

•  Переходный глагол в основном значении, когда объект может быть выражен винительным падежом ( учит уроки ), но в данном лексико-семантическом варианте – непереходный.

•  Залог по Грамматике–60 – действительный в основном значении, в данном ЛСВ – вне залога, так как глагол непереходный; по Русской грамматике–80 – действительный, однозалоговый.

•  Основа инфинитива – учи-, основа настоящего времени – уч-.

•  Класс IV продуктивный.

•  Спряжение II.

10. Наклонение изъявительное.

•  11. Время настоящее; глагол обозначает действие, совпадающее с моментом речи, но выходящее за его пределы.

12. 3-е лицо в основном значении (с дополнительным обобщённо-личным значением?).

13. Род отсутствует.

14. Число отсутствует.

15. Членимая немотивированная основа.

16. Синтаксическая функция – простое глагольное сказуемое.

Анализируемый глагол – понимать.

•  1. Минимальный контекст – ( народное творчество учит ) понимат ь.

•  2. Инфинитив – понимать.

•  3. НСВ, не является членом видовой пары (одновидовой).

•  4. Переходный глагол; объект выражен винительным падежом ( понимать искусство ).

•  5. Залог по Грамматике–60 – действительный, по Русской грамматике–80 – действительный, двузалоговый.

•  6. Основа инфинитива – понима-, основа настоящего времени – понима j -.

•  7. Класс I продуктивный.

•  8. Спряжение I .

•  9. Наклонение отсутствует.

•  10. Время отсутствует.

•  11. Лицо отсутствует.

•  12. Род отсутствует.

•  13. Число отсутствует.

•  14. Префиксально-суффиксальный способ словообразования.

•  15. Синтаксическая функция – дополнение.

•   

Примечание . Здесь и далее номер позиции в разборе конкретного глагола (наречия, безлично-предикативного слова) не обязательно соответствует номеру позиции схемы. Поэтому прочерки при разборе делать не следует.

Школьная грамматика

«Порядок разбора

I . Часть речи. Общее значение.

II . Морфологические признаки. 1. Начальная форма (неопределённая форма). 2. Постоянные признаки: а) вид; б) спряжение; в) переходность. 3. Непостоянные признаки: а) наклонение; б) число; в) время (если есть); г) лицо (если есть); д) род (если есть).

III . Синтаксическая роль.

Образец разбора

Характер закаляется трудом. (Д.Писарев).

Закаляется – глагол, так как, во-первых, обозначает действие; во-вторых, имеет начальную форму закаляться и следующие морфологические признаки: несовершенный вид, I спряжение, непереходный, употреблён в изъявительном наклонении, в единственном числе, в 3-м лице; в-третьих, в предложении является сказуемым.

Закаляется – глагол, так как:

а) обозначает действие; б) закаляться , несов. вид, I спряж., неперех., в изъявит. накл., в ед. ч., в 3-м л.;

3) что делает?»

1. Словоформа в тексте с зависимым словом.

2. Начальная форма причастия (муж. р., ед. ч., им. п.).

3. Инфинитив глагола, от которого образовано причастие.

4. Вид причастия:

4.1. совершенный ( переписавший, вылепленный );

4.2. несовершенный ( писавший, лежавший ).

5. Залог:

5.1. действительный ( моющий, принявший );

5.2. страдательный ( ремонтируемый, вымытый ).

6. Время:

по формальному показателю :

6.1.1. настоящее ( смеющийся, колеблемый );

6.1.2. прошедшее ( общипанный, крытый );

по значению :

6.2.1. настоящее абсолютное ( студент, слушающий лекцию );

6.2.2. прошедшее абсолютное ( студент, слушавший лекцию );

6.2.3. причастие называет признак предмета, совершающего (совершавшего) действие, одновременное с действием глагола-сказуемого ( День потухающий дымился… Тютчев);

6.2.4. причастие называет признак предмета, совершавшего действие, предшествующее действию глагола-сказуемого ( Росой обрызганный душистой…Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой. Лермонтов).

7. Полная или краткая форма:

7.1. полная форма страдательных причастий, имеющих краткую форму ( разбавленный, поджаренный, омытый );

7.2. краткая форма страдательных причастий, имеющих полную форму ( разбавлен, поджарен, омыт );

7.3. полная форма причастий, не имеющих краткой формы ( работающий, читающий ).

8. Род:

8.1. мужской ( работающий );

8.2. женский ( работающая );

8.3. средний ( работающее );

8.4. не различается ( работающие ).

9. Число:

9.1. единственное ( звеневший );

9.2. множественное ( звеневшие ).

10. Падеж:

10.1. именительный ( приехавший );

10.2. родительный ( приехавшего );

10.3. дательный ( приехавшему );

10.4. винительный ( приехавшего, приехавший );

10.5. творительный ( приехавшим );

10.6. предложный ( о приехавшем ).

11. Склонение:

11.1. адъективное, твердый вариант ( поднятый, выжатый );

11.2. адъективное, смешанный (графически) вариант ( перебежавший, подающий );

11.3. краткие причастия не склоняются ( сварен, прочитан ).

12. Формообразование причастий:

12.1. суффиксальное ( произносящий, слышимый, услышанный, добытый );

12.1. супплетивное ( шедший ).

13. Синтаксическая функция:

13.1. согласованное определение;

13.2. компонент составного сказуемого.

Примерные варианты разбора

Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, смоченной дождём (К. Паустовский).

Смоченной – причастие (вербально-адъективный контаминант).

•  Минимальный контекст: ( земли ), смоченной ( дождём ).

•  Начальная форма – смоченный.

•  Инфинитив глагола, от которого образовано причастие, – смочить.

•  СВ.

•  Залог страдательный.

•  Время по формальному показателю – прошедшее, по значению – причастие называет признак предмета, совершившего действие, предшествующее действию глагола-сказуемого.

•  Полная форма страдательного причастия, имеющего краткую форму ( смочен ).

•  В форме жен. рода.

•  В форме ед. числа.

•  В форме род. падежа.

•  Склонение адъективное, твердый вариант.

•  Образовано от глагола смочить с помощью формообразующего суффикса – енн -.

•  Синтаксическая функция – определение (компонент причастного оборота).

На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком (К. Паустовский).

Анализируемое причастие – омыта.

1. Минимальный контекст: ( трава ) омыта ( росой ) .

2. Начальная форма – омыта; полная форма – омытая.

3. Инфинитив глагола, от которого образовано причастие, – омыть.

4. СВ.

5. Залог страдательный.

6. Время по формальному показателю – прошедшее, по значению – прошедшее абсолютное.

7. Краткая форма страдательного причастия, имеющего полную форму ( омытая ).

8. В форме жен. рода.

9. В форме ед. числа.

10. Не склоняется (так как краткая форма).

11. Образовано от глагола омыть с помощью формообразующего суффикса – т -.

12. Компонент именной части составного глагольного сказуемого.

Школьная грамматика

«План разбора

I . Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.

II . Морфологические признаки. 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид. 3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); падеж (у причастий в полной форме); в) число; г) род.

III . Синтаксическая роль.

Образец разбора

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

Остывшая – особая форма глагола – причастие.

Во-первых, обозначает признак по действию: (степь какая ?) остывшая . Начальная форма – остывший .

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: действительное, прошедшего времени, совершенного вида.

Здесь употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в женском роде – это его непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является определением.

Остывшая – особая форма глагола – причастие.

I . (Степь какая ?) остывшая . Н. ф. – остывший .

II . Пост. – действ., прош. вр., сов. вид; непост. – им. п., ед. ч., ж. р.

III . Какая степь? остывшая »

[ С. 46 ]

Деепричастие

1. Деепричастие с зависимым словом.

2. Инфинитив глагола, от которого образовано причастие.

3. Вид:

3.1. совершенный ( преобразовав, пройдя, умывшись );

3.2. несовершенный ( преобразуя, переходя, умываясь ).

4. Время:

4.1. деепричастие обозначает признак действия, совершаемого или совершенного одновременно с действием глагола-сказуемого ( Гуляя по парку, мы встретили давнего знакомого );

4.2. деепричастие обозначает признак действия, предшествующего действию глагола-сказуемого ( Завершив работу, старик аккуратно сложил инструменты и встал );

4.3. деепричастие обозначает признак действия, следующего за действием глагола-сказуемого ( мяч сильно ударился о землю, подскочив на несколько метров вверх ).

5. Синтаксическая функция:

5.1. обстоятельство;

5.2. компонент обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

Примерный вариант разбора

Если писатель , работая , не видит за словами того, о чём он пишет, то читатель ничего не увидит за ними (К. Паустовский).

Работая – деепричастие (вербально-адвербиальный контаминант).

•  Минимальный контекст: ( писатель ) , работая, ( не видит того ) .

•  Инфинитив глагола, от которого образовано деепричастие, – работать.

•  НСВ.

•  Время настоящее; деепричастие обозначает признак действия, совершаемого одновременно с действием глагола-сказуемого ( работая, не видит ).

•  Синтаксическая функция – обособленное обстоятельство.

Школьная грамматика

«План разбора

I . Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.

II . Морфологические признаки. 1. Начальная форма (неопределенная форма глагола). 2. Вид. 3. Неизменяемость.

III . Синтаксическая роль.

Образец разбора

Мересьев полз, задыхаясь , падая, теряя сознание. (Б.Полевой.)

Задыхаясь – особая форма глагола – деепричастие.

Во-первых, обозначает добавочное действие глагола: полз ( как ?) задыхаясь. Начальная форма – задыхаться .

Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки: несовершенного вида, неизменяемое.

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Задыхаясь – особая форма глагола – деепричастие.

I . Полз ( как ?) задыхаясь . Н.ф. – задыхаться .

II . Морф. призн.: несов. вид, неизм. ф.

III . К ак полз? Задыхаясь ».

[C. 74] .

Наречие

1. Наречие с зависимым словом.

2. Разряд по значению:

2.1. наречие качественной характеристики ( удобно, весело );

2.2. образа действия ( пешком, бегом );

2.3. меры и степени ( очень, крайне );

2.4. пространственной характеристики, то есть места и направления ( мимо, вперёд, сбоку );

2.5. времени ( вчера, сегодня );

2.6. причины ( сдуру, спьяну );

2.7. цели ( нарочно, специально ).

3. Степени сравнения качественных наречий:

3.1. сравнительная степень, синтетическая форма ( быстрее, выше );

3.2. сравнительная степень, аналитическая форма ( более быстро, более высоко );

3.3. превосходная степень, синтетическая форма ( высочайше, превосходнейше );

3.4. превосходная степень, аналитическая форма ( быстрее всего, всех; выше всего, всех ).

4. Словообразование наречий:

4.1. наречие с непроизводной основой ( прочь, вон );

4.2. суффиксальный способ ( творчески, быстро );

4.3. префиксальный способ ( затемно, доныне );

4.4. префиксально-суффиксальный способ ( издавна, по-хорошему );

4.5. префиксация с нулевой суффиксацией ( вниз, нарасхват, вплавь );

4.6. сложение ( полулёжа, полусидя );

4.7. суффиксация со сложением ( мимолётом, мимоходом );

4.8. префиксально-суффиксальный способ со сложением ( вполнакала, вполголоса );

4.9. повторение основы ( тихо-тихо ).

5. Синтаксическая функция:

5.1. обстоятельство;

5.2. компонент составного сказуемого;

несогласованное определение.

Примерный вариант разбора

Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит (К.П.).

Хорошо – наречие.

•  Минимальный контекст: хорошо (может видеть тот).

•  Разряд по значению – наречие качественной характеристики (с оттенком меры и степени?).

•  Положительная степень; наречие может иметь степени сравнения ( хорошо – лучше – лучше всех ).

•  Суффиксация.

•  Синтаксическая функция – обстоятельство.

Учебник для 7 кл.

Безлично-предикативные слова

(слова категории состояния)

1. Безлично-предикативное слово со связкой.

2. Разряд по значению:

2.1. состояние живого существа ( грустно, неудобно );

2.2. состояние среды ( ветрено, пыльно );

2.3. этическая, модальная, временная, пространственная и т. д. оценка состояния ( неловко, надо, пора, далеко );

2.4. другие значения.

3. Степени сравнения:

3.1. сравнительная, синтетическая форма ( веселее, теплее );

3.2. сравнительная, аналитическая форма ( более тепло );

3.3. превосходная, аналитическая форма ( теплее всего, веселее всего );

3.4. отсутствует.

4. Разряд по происхождению:

4.1. образовано путем перехода наречия на –о или краткого прилагательного ср. р., ед. ч. ( холодно, грустно );

4.2. образовано путем перехода из имени существительного ( охота, пора );

4.3. образовано путем перехода из кратких причастий ср. р. ед. ч. ( накурено, натоплено );

4.4. не соотносится по образованию с другими частями речи ( можно, совестно ).

5. Синтаксическая функция:

5.1. главный член односоставного безличного предложения;

•  сказуемое двусоставного предложения.

Примерный вариант разбора

Хорошо гулять летним вечером по набережной Ялты.

•  Хорошо – безлично-предикативное слово.

•  Минимальный контекст – хорошо ( гулять ).

•  Разряд по значению: называет состояние живого существа.

•  Положительная степень, имеющая степени сравнения ( хорошо – лучше – лучше всего ).

•  Разряд по происхождению: образовано путём предикативации от краткого прилагательного или наречия.

•  Синтаксическая функция – компонент главного члена односоставного безличного предложения ( хорошо гулять ).

В школьной практике безлично-предикативные слова (слова категории состояния) как часть речи не выделяются.