Карла Линнея рассуждение о человекообразных
СПб, 1777. Перевод И. Тредиаковского [Современная редакция Е.И. Рябошлык]
В пространном мира сего феатре, наполненном камнями, растениями и животными, кои как родом друг от друга весьма отличны, так и множеством бесчисленны, нет ничего, которое бы в рассуждении своего состава, разумножения, пищи и порядка не доказывало наияснейшим образом, что все сие существо всемогущее и всеведущее премудро сотворило: но и при всем том, ни одно животное из числа сих различных не имеет свойства, оныя в изумление приводящия чудеса понимать и им удивляться, выключая человека.
Человек к вещам любопытный, полагающий свое удовольствие в рассматривании новостей, влеком бывает, по причине поправления своих в знании недостатков, к рассуждению о вещах естественных или посредственно, или непосредственно: и разбирая оныя, не может не восхищен быть в уди-
[с. 26]
вление, и к Богу оныя сотворшему мыслию не воскриляться.
Рассматривание сих вещей называется знанием естества, которое в древния времена врачи себе присвоили было, будто все вещи естественныя для их науки сотворены, почему они сию часть знаний в училищах везде всенародно, и в домах своих преподавали. Ученые мужи, да еще в наши самыя времяна, будучи проницательнее рассуждением, доказали, что сие преимущество им не мало ни принадлежит. В сии времяна самые вельможи сие знание по причине изящности, и по причине того, что оно наиприятнейшее пред другими, как собственное свое себе присвоили которым мы одолжены тем, что они великия естества чудеса или диковины в едино место собрали, которыя они одни из отдаленнейших стран доставать будучи в состоянии, о снискании оных тщание приложили. Зрение человеческое так устроено, что с трудностию постигает то, что от него весьма далеко отстоит, и не в близком расстоянии: и я уверен, что сила разумения человеческого подобное имеет свойство: ибо
[ c . 27]
наипростейший прах, и вид человека изящнейший с равною неудобностию понимаются.
Из всех вещей, наполняющих земноводный шар мира, нет ничего столь роду человеческому подобнаго, как род обезьян: их лице, руки, ноги, рамена, голени, груди и внутренность побольшой части подобны нам; их нравы и замысловатыя изобретения затеев и смехотворств, и принаравливание себя другим, то есть склонность сообразоваться вкусу века, представляют их столь нам подобными, что почти никакова естественнаго различия между человеком и его подражательницею обезьяною изобрести не можно.
Может быть многим покажется, что между обезьяною и человеком более различия, нежели между днем и нощию: однако так рассуждающие, ежели сравнят великих Ироев Европейских с Готтентотами обитающими недалеко от Мыса Доброй Надежды, едва уверены будут, что они от одного произошли с ними рода: или ежели благородную придворную девицу, наиучтивую, и великолепно убранную, восхотели сравнить с человеком диким, и оставленным без всякого призрения, едва угадать могли бы, что оный дикий и девица одного меду собою вида. Грубые и лишенные воспитания люди различест-
[с. 23]
вуют от сведущих и искусных в делах жизни, более нравами; белее, говорю различествуют, нежели лесная груша колкими своими иглами и грубым плодом, от грушеваго ж дерева, которое в саду окопано приятно зеленеет.
Многие и различные люди найдены и искусно описаны, которые всю свою жизнь между бессловесными животными в лесах прожили, из коих здесь перваго предложим.
1. Отрок с медведями найденный в великом княжестве Литовском, в 1661 году от рождества Христова.
2. Отрок поиманный между волками в Гассии в 1544 году.
3. Отрок между коровами найденный в Бамберге, и описанный от Камерария.
4. Отрок между овцами в Ивернии по случаю поиманный, котораго описание издал Тулпий. В причем заведомо оставим, как то Отрока Ганноверскаго, и Отроков горы Пиринейской в 1719 году, и девицу в Кампании найденных, и прочих в великом множестве в историях с нами стречающихся. Которые все в том между собою сходствовали.
[ с. 29 ]
1. Что говорить совсем не могли.
2. Что все были в шерсти и косматы.
3. Что на четырех ногах бегали, влазили на дерева без всякой медлительности, от приближающихся к ним людей в изумление приходили и робость, схожее были на зверей и обезьян, нежели на самих себя: откуда произошло, что различия естественнаго между сими и обезьянами изобрести совсем трудно.
Правда не безизвестно мне, сколь велико различие между бессловесными и человеком, ежели о обоих рассуждать с стороны нравов. Человек есть оное животное, которое творец всех вещей Бог, душею словесною, бессмертною украсить благоволил: ниже противно было ему, чтоб человека присовокупить к роду животных, которому и жизнь определил благороднейшую, и прочее, о чем с благоговейным и спокойным духом рассуждать должно: однако все сие другаго требует места: мне теперь должно наблюдать, чтоб не преступить пределов, но пребыть в определенных границах, тоесть разбирать человека в рассуждении его всех частей тела по обыкновению испытателей естества. Что учинивши, едва один нахожу знак, по ко-
[с. 30 ]
торому можно отличить обезьян от человека, а именно редкими передними зубами, более ж может быть со времянем опыт докажет, когда ни лице, ни ноги, ни хождение прямое на двух ногах, ниже другое что либо из наружнаго устроения человеческаго тела, не различествует от вида обезьян.
Род обезьян вообще разделяется на три класса, из коих первой составляют обезьяны долгохвостыя, называемыя Кочкоданы (cercopitheci) по Шведски Маркаттор: второй, короткохвостыя Пифики (papioues) по Шведски, Бабианер: третий, безхвостыя, которыя собственно называются обезьяны (sinnae) по Шведски, Апор.
Земноводный шар мира кажется вопервых состоит из трех различных стихий, то есть из бездны вод, твердой земли, и тенистых или густых лесов. Что принадлежит до лесов, в них то примечания достойно, что древа между тропиками растут частыя и высокия, и в рассуждении вершин, отпрысками распространяющимися так сплетены и крепко связаны, что ежели сто дерев подрубишь, однако оныя однако стоять будут, и не падут. Ибо вершины дерев связью молодых побегов так соединяются, что отделить их не можно. Упо
[ с. 31 ]
мянуть также не мешает и о том, что сим всегда зеленеющимся лесам никакова вреда огонь причинить не может: и земля по большой части в Индиях покрыта как некоею кровлею укрепленною на столпах, то есть ветвьми дерев, чтоб люди могли под тению, как в теплой бане ходить, и иметь отдохновение: в противном случае статся тому совсем было бы не можно, чтоб толикий жар солнечной жители тамошние ощущать и сносить были бы в состоянии. В третьем сем климате обезьяны находятся вместо народа и жителей, и свою имея там республику плоды с полей собирают, и нежныя овощи, и тем себя довольствуют, угождая себе; питают детей своих между поющими птицами, и беспрестанно разговаривающими Попугаями; и сие то самое есть причиною, что обезьяны не делают никакова вреда птичьим гнездам.
Забавный и нам подобный род обезьян имеющий лице без шерсти, плеча совсем подобныя человеческим, на грудях две шишки, руки на пальцы разделенныя, и ногтми круглыми вооруженныя, волосы на обеих ресницах, и с ягодою у глаз, чрево и мускулы: обезьяны хотя не говорят, однако разговором с нами сходствуют, и от бессловесных отличаются, прямо на двух ногах ходят, руками принимают пи-
[ с. 32 ]
щу, и ко рту приносят, горстью пищу жидкую хлебают, и руками при недостатке воды колодези копают: едят все, как мы. Ибо не только теже растения, как то овощи, плоды, жита, орехи, жолуди, цветы всякия, корни, хлебы, кашу, закуски, похлебки, и молочное кушанье; но и раковыины и устерсы, которыя они весма искусно открывают, насекомых, жаб, а иногда и мяса. Вшей всегда ищут, чистят тело, забавляются игрою беспрестанно, как малые дети, и своими плясками представляют в себе искусных балансиоров ходящих по канатам. Забавныя делают везде шутки, которым довольно насмеятся не можно. По естеству своему злы, и на всякое зло склонны, красть охотницы, наипохотливыя и в самое то время, когда бывают непраздны: обиды всякия твердо памятуют, и примирится не могут: в нападении отважны, но притом и трусливы: глупости всякия перенимают, укрощены быть с трудностию могут: детей своих любит как мать, так и отец, и уже после новых родов: боятся крокодилов, змиев, и что более удивительно, одержимых прилипчивою лихорадкою.
Не скоро бы мог я речь свою окончать, ежели бы поведении и обычаи обезьян здесь представить восхотел: по чему нечто о на-
[ с. 33 ]
ших, так сказать, нам ближе сродных предложу, или о тех из рода обезьян, которыя прямо на двух ногах ходят и стоят, и которыя по физиогномии и дланям рук наиподобны нам. Сих обезьян четыре вида, как из истории о них явствует.
1. ПИГМЕЙ
Пигмей от сходства с нами далее отстоит, котораго изображение Едуард в помянутом месте недавно издал с рисунками, которой в Лондоне в училище Слоанском зрителям представляется. Оное таковоже, каково достохвальный Едуард недавно прислал в подарок почтеннейшему нашему президенту. Пигмей сей Лондоской был молодый, вышиною только в пять четвертей, седалище его не нагое, или лучше сказать не таково, как почти у большей части обезьян. Голова у него круглая, как у человека: лоб без шерсти, нос расплющенный наподобие Готтентота. Волосы от шеи к верхушке надо лбом нависли, и висят к низу выше ушей.
[с. 34]
Волосы на руках между лактем, и ладонью приклонились к лактю, и от плеч к томуже, так, что оные на лакте одни другим противополагаются. Вид весь на нем сероватый или железный не много различествующий от гораздо обожженнаго кирпича. Живет в Африке. Состояние жизни, и его обычаи, каковы они, совсем нам не известны. Из рук его задних или ног, которые подобны нашим рукам, явствует, что он схож более на обезьян, нежели на нас [1].
2. САТИР
Сатир есть житель же Африки, в Европу из Анголы вывезенный: сего два имеем изображения: одно представляющее престаре-
[с. 35]
лую женщину, которая будучи в живых изосована у принца Араузионского Фридрика Генрикова сына: она находится у Тулпия примеч. книг. 3 гл. 56 описана и изображена. Другое девицы изображенной Скотином в Лондоне 1738 года, куда она живая была привезена. Сия тем отлична от оной, что волосы на голове и на спине имеет короче, но лице, лоб, уши, груди, нижняя часть чрева, плеча, голени почти голыя, и необросшия волосами. Особливо отличается величиною нижней части чрева, которая у ней весьма надменная, хотя она и девица. И сим то различна она от девиц наших незамужних. И как она имеет вместо задних ног руки, то я не хочу утверждать сходства с нами. А как Пигмей Едуардов и меньше и мохнатый, то и мы его отличили, покуда обстоятельнее узнаем. Она возрастом равна с нами, или иначе сказать вышиною в пять футов, тельна и плотна столь, что с сильным мужчиною отваживается на поединок, и не страшится насилие людям делать так, что никакая женщина не осмеливается одна ходить в тот лес, где живут самцы сих обезьян. Сии обезьяны не гнусны и опрятны, и ходят на двух ногах. Описанная из сих у Тулпия взяла одною рукою крыжку с напитком, другою рукою сняла крушку, и половину оной выпив утирала рот рукою:
[ с. 36 ]
когда спать пошла, то голову свою положила на подушку, одеялом одела себе плеча, и на подобие почтенной женщины в безопасности уснула: однако мне до ней дела нет.
3. ЛУЦИФЕР
Сей ближе к роду нашему подходит, по сходственному телоустроению, хотя он и хвост имеет. Живет он в некоторых восточной Индии островах, находящихся недалеко к полюсу антарктическому: также видимь бывает в острове Никобаре между Бенгалою и Суматрою, равно в Яве, котораго однако никто изображения сделать не мог. Его изображение да и то одно нашел я у Алдрованда, которое он себе достал из Индии восточной, на котором виден хвост длиною в фут, хотя некоторые из Авторов уверяют, что он короче.
Многие далеко странствовавшие о сем упоминают [2], между коими Николай Мат-
[ с. 37 ]
веев сын Копинг Швед, которой во время своего путешествия сам его видел, самца и самку изрядно описал, когда так говорит: был род страшный и гнусный или безобразный, желтоватый, смешенный с чернотою, и наподобие кошек хвосты имеющей, которые однако были голые, и которыми они махали на все стороны подобно как кошки. Когда пристали мы к берегу, тот час пришли к нам на корабли, неся с собою попугаев, которых хотели променять на железныя какия либо вещи с нами: но как приметили, что никто из нас с ними промена делать не хочет, тотчас посвертели головы своим попугаям, и сырых пред нами жрали. Потом толикое множество набилось их на корабль, что мы были в опасности, почему выпалили из пушек: по выстреле из оных, многие из них разбежались, а которые остались, те ближе к нам на корабле без всякого страха приступили,
[ с. 38 ]
и все места в корабле пересмотрели, и все там положенное, унося с собою всякия железныя вещи усмотренныя ими. Случилось же, что кормщик того корабля, на котором мы были, с пятерыми товарищами отправился на боте к матерой земле в намерении осмотреть, не найдется ли в оных местах чего съестнаго. И как через целую ночь не дождались мы их возвращения, то хозяин корабля скучась дожидатся, послал по утру рано к матерой земли шлюбку наполненную людьми, и вооруженную двумя пушками военными. И как на землю мы вышли, и из привлеченных нами пушек раза по два выстрелили, то сии люди с хвостами дали тыл и бежали в лес, и тогда к нашему сожалению нашли, что бот в мелкия части изламан, и гвозди все повыбраны. Потом увидели дым на горе, на которую мы тотчас взошли, не нашед ничего кроме остатков и костей наших товарищей, коих тела без сумнения сии мерзкие съели, их жалостнейшим образом умертвивши. И так возвращались мы в изумлении и ужасе, чтоб рассказать виденое нами оставшимся на корабле. Желательно, чтобы какой самовидец путешественник, которой к трем света обитателям ездит, принял на себя труд историю натуральную правильно и ясно о сих написать, чрез чтобы могли получить све
[ с. 39 ]
дение о сих животных испытатели естества [3].
4. ТРОГЛОДИТ
Сии сыны тьмы, которые переменили день на ночь, и ночь на день, кажется мне, что нам среднее. Сии с самых времян Плиниевых по имяни своему были известны, и живут в Ефиопии, Яве, и Амбоине, на Офире горе малакской, на островах называемых Тернатскими, подобно и в других местах по большой части в подземных пещерах [4]. Бонтий на острове Яве описал их
[ с. 40 ]
снявши с них живых рисунок [5]. Они ростом не выше нашего девятилетняго мальчика, видом белые, и от солнца не загорели, потому, что они всегда бродят по ночам, ходят на двух ногах равно как и мы, волосы на голове у них короткия и курчавыя равно как у Мавританцов, но они притом и белые. Глаза у них круглыя, зеница и круг златовидныя, что особливое в них заслуживает примечание. Брови у них сверху нависли, почему и зрение у них боковое и косое. Под вышшею ресницею имеют перепонку часто движущуюся, как у Медведей, Сов, и других животных по ночам обыкновенно бродящих и летающих: которое как особливой знак их от нас различает. Г.Г. наш президент нарочно ездил к некоторому из Нидерландов возвратившемуся из восточной Индии, которой расска-
[ с. 41 ]
зывал, что он своими глазами видел Троглодитов в Яве, и описание сделанное им от него совсем сходствовало с повествованиями путешественников. Сверх всего сказывал он, что у Троглодитки складка или морщина висящая от чрева, покрывала ея… Сим знаком не отличаются они от Готтентотов живущих в Каффарии: он же сказывал, что у Троглодитов зубы все не редки, ниже передния разделены, и не имеют никакова расстояния от прочих зубов.
Не давно же возвратившийся Г. Брад из семилетняго своего по Индиям путешествия, точно утверждал, что у Троглодитов руки длиннее, нежели у людей нашего рода, и что пальцы рук опущенныя достают до колен, когда напротив у нас до половины только бедра досягают. Они скрываются днем в пещерах, и днем почти слепы, покуда от людей поиманы будучи, помалу привыкнут к свету. Ночью ясно видят, чему доказательством служит то, что зеница их распространена более, нежели у нас: в темноте о своих надобностях прилагают попечение, крадут у людей, что им не попадется, и что к умножению своего домашняго скарба за нужное почитают: чего для жители тех стран без милосердия оных, так как воров убивают и умерщвляют, где бы из
[с. 42]
них кто ни попался. Язык собственной и речи имеют, произнося слова свистом толь трудным, что разве только долговремянным с ними обращение, а кроме того никак перенять никто не может; да и наших языков к переимчивости никакой способности не имеют, так что по объявлению некоторых писателей ничего выговорить не могут, кроме частицы утвердительной и отрицательной. Некоторые ж писатели сказывают, что Троглодиты признавались, что они в древния времена владычествовали над народами в сем мире, а потом изгнаны от людей, и ныне живут в надежде, что будет такое время, в которое потерянное владычество паки возвратят: однако (ad Grecas Caendas) того никогда не получат [6]. Во многих местах восточной Индии в доме содержаны будучи Троглодиты, употребляются так как отроки для исправления домашних легких работ, например для ношения воды, и для услужности переменять тарелки во время ку-
[ с. 43 ]
шанья. Вышеупомянутый достохвальный Копинг видел таковаго в Амбоине, котораго себе достал кормщик корабля. Оной троглодит сначала после своей поимки, вареной пищи употреблять не мог, ниже смотреть на свет, и когда ходил, то ноги подымал высоко, непривыкши прежде к гладкому полу, по которому он тогда ходил. Достославный оный Румфий, сказывают, имел такова в своем доме восемь лет, но сожалеем, что его сочинение о животных утрачено, которое уповательно было бы стольже знатно и превосходно, как и другое изданное им о раковинах и растениях восточной Индии.
И как никто без увеселения и удивления особливаго взирать не может на различной род жизни обезьян, подлинно забавный, и любопытства достойный, то необходимо, что и о сих упомянутых нами сходствующих весьма с родом человеческим, без изумле-
[с. 44]
ния ни один испытатель естества рассуждать не может. Почему удивлятся должно, откуда то произошло, что человек имея свойственное себе любопытство, оставил сих доселе во тьме, и не хотел нимало вникнуть в Троглодитов столь великое сходство с ним имеющих. Многие из смертных препровождают свои дни в пирах и банкетах, и то единственно с заботливостью помышляя, каким бы образом пропитание и богатство правдою и обманом собранное домашним своим доставить. Ниже инаково поступают большая часть мореходцев плавающих на кораблях в Индии, которым одним только случается видеть род Троглодитов: они устремившись к корысти, за подлейшее пред своим почитают дело вещей натуральных испытывать естество, и иследывать Троглодитов домоустроение. Но какой бы был приличнейший забавы предмет, хотя бы какому либо Монарху, как на дворце своем взирать на животных, которым никогда довольно надивится не можем? Или трудно тому статся, чтоб царю таковых животных получить, котораго к исполнению повелений весь народ один пред другим стремится? Ниже малую приобрел бы себе пользу философ, ежели бы несколько дней с одним из сих животных препроводил, в намерении изве-
[ с. 45 ]
дать, сколько разума человеческаго сила, оных превосходит, откуда бы открылось различие между бессловесными и словесными. Я уже умалчиваю, какой свет произойти бы мог для искусных в естественной науке от совершеннаго оных описания. Что принадлежит до меня, в сумнении остаюсь, каким бы особенным знаком Троглодиты различествовали от человека, в рассуждении начал истории натуральной и ея оснований. Ибо такая близость и сходство между человеком и родом обезьян, в рассуждении устроения тела нагаго, также пищи, подражания, затейливых ухваток, особливо в тех видах, которыя прямо на двух ногах ходят, и собственно человекообразными называются, видны: что с наивеличайшею трудностию найти можно знак для довольного различия их рода. Правда известно мне, что обезьяны имеют хвосты, и самые те, которыя безхвостыми называются, как например Силван, у котораго есть весьма короткий хвост, хотя и не наружный: но хвост не может составить знака в роде. Но как бы то ни было, никакой род бессловесных столь на человека не походит, как обезьяны, и вопервых человекообразныя, в которых не только удивляемся мы подобному устроению тела, но и
[ с. 46 ]
сходству нравов, когда обезьяны детей своих более любят, нежели отцовскою любовию, носят их на руках, греют у грудей, об них пекутся, защищают, не только мать, ни и самый отец.
О сколь схожа на нас зверь гнусный обезьяна! (Енний)
КОНЕЦ
[ с. 47 ]
Примечания
[1] Достославный Едуард не сумневается, что Пигмей есть тогоже вида с Сатиром, хотя волосы на нем черепаховидные, а на сем темныя: мы ничего сказать не смеем живых не видавши: а как Тулпий и Скотин в своих изображениях имеют сходство бывши самовидцами тех, то бессумнительно, что оба они один предлагают вид.
[2] Бонтий Яв. о сем: На острове Ворнее в Государстве Суккоданою называемом, в средине онаго находятся люди в горах живущие с хвостами, которых многие из наших при дворе владельца Суккоданского видели. Хвост же у них составляет выпуклость некоторой кости, долготою на 4 пальца или более, равно как отрубленный хвост псов, но только голой.
[3] Мауперт. дел. 2. стран. 351 говорит: Сии животныя средний род составляют, и объявляет о себе, что он желает охотнее с ними препроводить час один, нежели с наилучшими Европейскими мудрецами.
[4] Плиний. кн. 5. глав. 8. Троглодиты копают пещеры, и оне то служат у них вместо домов, а пищу составляют у них змии, лучше о них сказать можно, что они скрыпят, нежели говорят, и так нет у них способности сообщать свои речи другим.
[5] Бонтий Яв. 84. о сем виде: Видел я несколько обоего пола на двух ногах ходящих, вопервых женщину, (которой изображение предлагает) столь незнакомых стыдящуюся, руками закрывающую лице, и сильно плачущую, воздыхающую, и прочия действия человеческия изъявляющую, что всяк бы сказал, что она имеет все человеку сродное кроме речей. Сказывают же Яванцы, что троглодиты обоего пола говорить могут, но не хотят, чтоб люди их к трудам приневолили.
[6] Далин реч. Акад. Голм. о сем: В средине Африки находится род людей белых, у которых волосы белые курчавые, уши долгия, брови нависшия, глаза круглыя, круг в глазах красноватый, и зеница с перепонкою светлою желтоватою. Зрение косое на обе стороны лучшее в темноте, нежели при свете: долговечность жизни их 25 лет, тело малое. Они говорят и рассуждают, и утверждают, что земля ради их сотворена, в которой и владычество получить надеются.