Курс Я. Левченко. Семиотика кино

19 октября: 15.40-18.50,  ауд. 198 (Университетская наб., 11, Факультет филологии и искусств, вход с Менделеевской линии);
20 октября: 15.40-18.50, ауд. 191 (Факультет филологии и искусств, Актовый зал),
21 октября: 15.00-18.00, Кинозал (Смольный институт свободных искусств и наук, ул. Галерная, 58-60).

Цель курса – познакомить студентов с основными понятиями семиотического анализа кинематографического сообщения, а также продемонстрировать специфику семиотического подхода к предмету на фоне конкурирующих концепций (феноменология кино, психоанализ кино, насыщенное описание / медленный просмотр и др.).

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс провоцирует носителя гуманитарного знания на такое восприятие кинематографического сообщения, которое позволяет выявить не только обыденный и эстетический, но также политический, социальный, прагматический и пр. уровни артикуляции смысла, что создает предпосылки для самостоятельного анализа визуальных практик в качестве эксперта/критика/преподавателя/научного работника и др.

Требования к усвоению материала. Студент должен сохранить представление о кино как о семиотическом (относительном и принципиально многозначном) сообщении с целью воспрепятствовать воздействию любой идеологии под видом основной доктрины; адекватно оценивать и отбирать литературу по теме; грамотно использовать понятийный аппарат; использовать усвоенные данные и навыки в самостоятельном анализе материала; наконец – не в последнюю очередь – видеть, а не только смотреть.

Содержание курса

(1)   Происхождение кино.

(2)   Кадр и его измерения.

(3)   Основные параметры кинематографического сообщения.

(4)   Пространство в кино.

(5)   Время в кино.

(6)   Модели кинематографического повествования.

(7)   Монтаж и его альтернативы в языке кино.

(8)   Кино немое и звучащее.

(9)   Актер и режиссер в кино.

(10)  Социальные коды и проблема поведения в кино.

(11)  Кино как испытание пределов визуального восприятия.

(12) Смежные области кино: художественная фотография, цирк, эстрада, реклама и др.

(13) Кино как идеологическое искусство.

(14) Общество спектакля – общество кино. Игра, кино и социум.

(15) Спецэффект и смерть кино.

(16) Что ждет кино.

Темы и краткое содержание лекций

(1)   Происхождение кино как массового искусства. Ярмарочные балаганы. Камера-обскура. Тиражная гравюра. Фотография. Революция зрения в XIX веке – от статического созерцания к динамическому слежению. Реальность и сновидение.

(2)   Кадр и его измерения. Организованное/неорганизованное как базовая оппозиция в описании сообщения. Кадрирование как предпосылка кинематографического сообщения. Что мы видим в рамке и за ее пределами. Внутрикадровая мизансцена.

(3)   Параметры кинематографического сообщения. Семиотические триады Пирса-Морриса и уровни знака по Пирсу в языке кино. Базовые оппозиции лингвистики (Соссюр) в отношении языка кино (Якобсон).Семиотическая ситуация в кино: знак, восприятие, варианты перевода.

(4)   Пространство в кино. Осознанная вещь (Деллюк) и видимый человек (Балаш). Второе рождение пространства в кинематографическом тексте. Случай: «Веревка», А. Хичкок (аудиторный разбор).

(5)   Время в кино. Проблема синхронии и диахронии. О протяженности сознания (Бергсон), схватывании (Кракауэр) и становлении (Делез). Как показать движение времени. Ошибки постановщика и способы их избежать. Случай: «Маленький большой человек» Олдрича (аудиторный разбор).

(6)   Модели кинематографического повествования. Ряды аналогий. 1. Кино и теория отражения (Кракауэр и Беньямин). 2. Кино и словесность (русский формализм, пражский лингвистический кружок). 3. Кино и психоанализ (Кристиан Метц), 4. Кино и пластические искусства (Панофски).

(7)   Монтаж и его альтернативы в языке кино. Направления монтажа – от теории, что пишет себя, к практике, что не умеет себя описать (Гриффит, Эйзенштейн, Вертов, Виго, Брессон, Джармуш, Такаси Миике). Линейный и нелинейный монтаж. Внутрикадровый и межкадровый монтаж. Неподвижность зрения.

(8)   Кино немое и звучащее. Демонстрация и речь. Первая и последняя революция в языке и тематике кино – переход между 1920-ми и 1930-ми годами. Травма речи и недоговоренности. Музыка в кино.

(9)   Актер и режиссер в кино. Кто главный на площадке. Отличия актера театра от актера кино. Коды непонимания и неверия и их происхождение в контексте русской культуры. Техники речи и озвучивания. Поэзия и проза в речи актера.

(10) Социальные коды и проблема поведения в кино. Кино – симптом эмансипации. Равноправие и конкуренция поведенческих кодов в их влиянии на массовое искусство. Кино как испытание пределов визуального восприятия. Кино и власть. Причина популярности кино как инструмента пропаганды.

(11) Кино – порог визуального восприятия. Почему кино тяготеет к испытанию пределов. Насилие, секс и скатология в кино. Случай: «Сало, или 120 дней Содома» (аудиторный анализ).

(12) Смежные области кино: художественная фотография, цирк, эстрада, реклама и др. Массовая культура в России в начале XX и начале XXI века – сходства и различия. Стагнация цирка и прочих кустарных ремесел масскульта. Постиндустриальный порядок (деньги и снижающий отбор).

(13) Кино как идеологическое искусство. Тоталитаризм и условия существования. Прекрасное и безобразное в тоталитарной картине мира. Обряд перехода в кино Германии и СССР.

(14) Общество спектакля – общество кино. Игра, кино и социум. Общество и публика. Телевидение, его генезис, эволюция и перспективы. Паллиативы кино на ТВ. Политика ТВ – что показывают, а что нет, и что это значит.

(15) Спецэффект и смерть кино. Безграничные возможности как ограничение поля творчества. Компьютерная графика, способы ее применения и проблема отсутствия образа. Мультиплекс как метафора сегодняшней реальности.

(16) Что ждет кино. Будущее одной иллюзии. Общественная, финансовая и культурная польза кино и применение его практик в перспективных медийных практиках. «Все будет в шоколаде» (разбор одной риторической конструкции).

Форма итогового контроля: эссе, экзамен

          Учебно-методическое обеспечение курса

Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Гнозис, 2004 (раздел 3).

Балаш Б. Кино: Становление и сущность нового искусства. М.: Искусство, 1968.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической вспроизводимости. М.: Медиум, 1996.

Беньямин В. Маски времени. СПб.: Symposium, 2004 (статья 11).

Делез Ж. Кино. М.: Ad Marginem, 2004 (разделы III в главе «Образ-движение», II в главе «Образ-время»).

Закоян Г.В. К вопросу о поэтическом кино // Семиотика и проблемы коммуникации. Отв. Ред. С. Р. Вартазарян. Ереван: АнАрССР, 1981.

Иванов Вяч. Вс. Функции и категории языка кино // Труды по знаковым системам. Вып. 7. (Уч. Зап. Тартуского ун-та, № 365). Тарту, 1975.

Левашов В. Лекции по истории фотографии. Нижний Новгород: ГЦСИ, 2008 (раздел «Фотография как искусство. Начало»).

Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 2002. (или: Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики.  Таллин: Валгус, 1973).

Ломан Ю. М., Цивьян Ю. Г. Диалог с экраном. Таллинн: Александра, 1993.

Мерло-Понти М. Кино и новая психология // Киноведческие записки. №16, 1992.

Метц К. Кино: язык или речь? // Киноведческие записки. №20, 1993.

Панофски Э. Стиль и средства выражения в кино // Киноведческие Записки. № 5. 1990.

Строение фильма. М.: Радуга, 1984.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семологию. СПб.: Петроплис, 1998.

Филиппов С. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа // Киноведческие Записки. № 54. М.: НИИ киноискусства, 2001.

Автор курса – Ян Левченко, канд. филол. наук