Место и функции музыки в контексте концепций и практик религиозных традиций мира

Проф. Б.А. Аврамец (Рига, Латвия), 6-10 декабря 2010.

    Курс посвящён рассмотрению включения элементов музыкального языка и целостных музыкальных построений в религиозные церемонии и ритуалы, а также анализу концепций, представлений и норм, которые определяют рамки и смысл такого включения, а также регулируют периодичность, особенности и характер соответствующей деятельности.
    Первая курса часть — 3 лекции – посвящена типологическому рассмотрению основных функций звучания и музыкальных построений в различных аспектах религиозных систем (доктрина; религиозно-философские концепции; ритуальная и церемониальная практики).
    Вторая часть курса – 5 лекций – посвящена краткой характеристике применения элементов музыкальных построений и рассмотрению специфических музыкальных традиций в рамках важнейших религиозных систем мира: буддизма, христианства, ислама, индуизма, конфуцианства, иудаизма, синтоизма и сикхизма.

6 декабря, понедельник 16:00 и 17:40, ауд. 198 (Филологический факультет СПбГУ, Университетская наб., 11)

1. Вводная лекция

    О содержании и структуре курса. Понятия «религия», «музыка» и «функция»; их трактовка в современных социальных и гуманитарных науках. Музыка и слово. Представления о происхождении и сути музыки и слова в древних религиозно-философских традициях. Формирование теоретических учений о музыке и ритуальные практики. Категории текстов в контексте религиозных ритуалов и церемоний; озвучивание сакральных, молитвенных и др. типов текстов.

2. Музыка и магические практики. Музыка и модифицированные психоэмоциональные состояния.

    Музыка в контексте магической картины мира; применение звукопроизводства и роль музыкальных инструментов в магических ритуалах и церемониях. Звукопроизводство (рецитация, пение, игра на музыкальных инструментах) и восприятие музыкальных звуков как средство введения в модифицированные психоэмоциональные состояния — медитацию; транс и экстаз. Значение этих состояний для достижения религиозных целей (очищение; спасение; непосредственный контакт с высшей реальностью / божествами).

7 декабря, вторник 16:00 и 17:40 — ауд.198.

3. Музыка и символика. Музыка и упорядочивание сакрального времени.

    «Агенты» звукопроизводства в контексте религиозных церемоний и ритуалов. Семантика элементов музыкального языка, а также музыкальных инструментов и их составных частей в контексте религиозной картины мира. Метро-ритмические структуры и организация музыкального течения времени как средства упорядочивание сакрального времени. Активные участники религиозных церемоний и ритуалов, в обязанности которых входят регулярные и систематические занятия «музицированием» — жрецы, монахи, члены религиозных братств, прихожане, профессиональные музыканты. Их функции, знания, навыки и специфика деятельности.

4. Музыка и иудаизм. Музыка и древнегреческие культы. Музыка и конфуцианство.

    Музыка в церемониях синтоизма. Представления о происхождении и сути музыки. Функции звучания голоса, слова и музыкальных инструментов в религиозных церемониях и обрядах. Учения и теоретические концепции о звуке, мелодии, ритме, музыкальных инструментах.

8 декабря, среда 16.30. Дворец Бобринских, Галерная ул., 60, ауд.323

5. Музыка и ислам.

    Представления о происхождении и сути музыки. Разграничение типов звучаний на допустимые и неприемлемые в религиозной сфере. Функции звучания голоса, слова и музыкальных инструментов в религиозных церемониях и обрядах. Учения и теоретические концепции о звуке, мелодии, ритме, музыкальных инструментах. Музыкальные параметры искусства рецитации Корана; пение «азанов» — призывов на молитву — и религиозных гимнов и песен в контексте ортодоксального ислама. Суфизм и специфические формы использования элементов музыкального языка: «зикры» — церемонии мусульманских братств в Турции; традиции индийских и пакистанских «кауали». Шиизм и иранские сакральные драмы «тазие».

9 декабря, четверг, 17.00. Наб.Лейтенанта Шмидта, 11, 2 эт., ауд. 248.

6. Музыка и буддизм.

    Представления о происхождении и сути музыки. Функции звучания голоса, слова и музыкальных инструментов в религиозных церемониях и обрядах. Учения и теоретические концепции о звуке, мелодии, ритме, музыкальных инструментах. Особо рассматриваются роль и специфика песнопений и игры на музыкальных инструментах в буддистских ритуальных традициях Шри Ланки, Тибета и Японии.

10 декабря, пятница 17:40, 19.20. — 191 ауд. (Филологический факультет СПбГУ, Университетская наб., 11)

7. Музыка в контексте индуизма. Музыка и сикхизм. Музыка и синкретические религиозные традиции Индии.

    Представления о происхождении и сути музыки и слова в ведической традиции и религиозно-философских концепциях индуизма. Формирование теоретических учений о музыке и богослужебные, ритуальные и обрядовые практики. Исполнение ведических гимнов брахманами: специфика звучания и его функции. Храмовые инструментальные ансамбли и их репертуар. Рецитация текстов эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна»: специфика звучания и его функции. Пение религиозных гимнов в храмах и вне храмов. Сакральная танцевальная драма «Катхакали». Движение бхакти и песенные жанры бхаджан икиртан. Баулы: их синкретическое вероучение, прозелитизм и роль пения.

8. Музыка в христианстве.

    Представления о происхождении и сути музыки и слова в учении Отцов церкви. Формирование теоретических учений о музыке и богослужебная практика в церквях и монастырях до схизма. Монодические традиции песнопений в западном и восточном христианстве (григорианский хорал; византийские и армянские песнопения). Развитие полифонической церковной музыки в 14 — 17 веках. Влияние Реформации на изменения стилистики и характера христианской музыки. Жанры западно-европейской духовной музыки эпохи барокко, классицизма и романтизма. Новая духовная музыка в 20. веке: от экспериментальных и авангардистских опусов до «новой простоты» и «сакрального минимализма». Музыка для христианских медитаций; христианская рок-музыка.

***

    В среду 8 декабряБорис Аврамец прочитает лекцию в Европейском университете в СПб на факультете истории искусств — «Значение музыкальных традиций Азии и Африки для процесса создания концепции и принципов музыкального языка американского репетитивного минимализма.
    В лекции рассматриваются системы развёртывания и структурные принципы организации музыкальных текстов в северо-индийской классической музыке, композициях индонезийского гамелана и музыке западно-африканских ансамблей ксилофонов и барабанов, а также их роль в процессе формирования и на раннем этапе развития минималистской музыки композиторов США (1960 — 1975-е гг.).
    Основное принципы раннего американского музыкального минимализма будут показаны на примере сочинений Терри Райли (Terry Riley), Стива Райха (Steve Reich) и Филипа Гласса (Philip Glass). В лекции будут использованы аудио и видео записи образцов индийской, индонезийской и африканской музыки, а также сочинений американских композиторов. Желающие смогут получить списки литературы и звукозаписей.

==

    Вход свободный. Но на лекции курса те, кто не являются студентами СПбГУ, должны прислать Анжелике Дубасовой ( anzhalikad (СОБАКА) gmail.com ) свои имена и паспортные данныедля составления списков на проход на филфаке, наб. Шмидта и Дворец Бобринских.