Научно-богословский центр междисциплинарных исследований «Слово» — Институт филологических исследований.

Подробная информация – на сайте Центра http://slovo.iphil.ru

20 февраля 2006 года, ученым советом Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета было принято решение о создании Научно-богословского центра междисциплинарных исследований «Слово». Возглавляет Центр настоятель университетского прихода церкви святых апостолов Петра и Павла, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат богословия, кандидат физико-математических наук, выпускник физического факультета СПбГУ протоиерей Кирилл Копейкин. 

Главной задачей Центра является исследование того, что есть человек: не как индивидуум, как не общественное существо, но – личность, осуществляющая себя постольку, поскольку она вступает в межличностные – словесные – отношения с другими личностями и с Богом. Глубоко осмысляя то обстоятельство, что человеческое знание формируется в языке и на языке, – а потому, по меткому замечанию М. Фуко, «наука – это хорошо организованные языки в той же мере, в какой языки – это еще не разработанные науки», – мы закладываем фундамент формирования научной парадигмы третьего тысячелетия: новой – логосной – методологии, позволяющей преодолеть разрыв гуманитарного, естественнонаучного и богословского знания. Сложение такой парадигмы будет способствовать формированию принципиально нового отношения к миру – не противо-стояния, но пред-стояния ему, ибо только встав на позицию во-влеченности в бытие можно преодолеть разорванность субъект-объектного подхода и, свернув с пути преодоления мироздания, стать на путь его преображения.

В осознании самого языка как специфически человеческой черты, может помочь опыт Церкви. С точки зрения христианской традиции специфика человека заключается именно в том, что он – существо словесное. Дар слова – это особый дар, который вверяется Богом человеку, дабы человек смог стать собеседником своего Творца. Именно возможность встречи с Богом, встречи, осуществляющейся в слове, делает человека существом уникальным в этом мире. И Церковь, собственно, и есть опыт этой словесной встречи.