Научно-богословский центр междисциплинарных исследований СЛОВО — University Church
Институт филологических исследований СПбГУ
20 февраля 2006 года, ученым советом Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета было принято решение о создании Научно-богословского центра междисциплинарных исследований «Слово». Возглавляет Центр настоятель университетского прихода церкви святых апостолов Петра и Павла, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат богословия, кандидат физико-математических наук, выпускник физического факультета СПбГУ протоиерей Кирилл Копейкин.
Главной задачей Центра является исследование того, что есть человек: не как индивидуум, как не общественное существо, но – личность, осуществляющая себя постольку, поскольку она вступает в межличностные – словесные – отношения с другими личностями и с Богом. Глубоко осмысляя то обстоятельство, что человеческое знание формируется в языке и на языке, – а потому, по меткому замечанию М. Фуко, «наука – это хорошо организованные языки в той же мере, в какой языки – это еще не разработанные науки», – мы закладываем фундамент формирования научной парадигмы третьего тысячелетия: новой – логосной – методологии, позволяющей преодолеть разрыв гуманитарного, естественнонаучного и богословского знания. Сложение такой парадигмы будет способствовать формированию принципиально нового отношения к миру – не противо-стояния, но пред-стояния ему, ибо только встав на позицию во-влеченности в бытие можно преодолеть разорванность субъект-объектного подхода и, свернув с пути преодоления мироздания, стать на путь его преображения.
В осознании самого языка как специфически человеческой черты, может помочь опыт Церкви. С точки зрения христианской традиции специфика человека заключается именно в том, что он – существо словесное. Дар слова – это особый дар, который вверяется Богом человеку, дабы человек смог стать собеседником своего Творца. Именно возможность встречи с Богом, встречи, осуществляющейся в слове, делает человека существом уникальным в этом мире. И Церковь, собственно, и есть опыт этой словесной встречи.
Центр осуществляет научную и просветительскую деятельность в следующих направлениях:
Лингвистические исследования:
После вавилонского столпотворения χαоc[1] язык’ового смешения разметал iaзык’и по проstorам[2] земли. В день Пятидесятницы раздаяние огненных язык’ов Духа стало символом обретения истинного со-гласия, знамением рождения нового iaзык’а – Церкви Христовой[3]. Впервые именно в Церкви, осознающей себя непрестанной Пятидесятницей, утвердилось мнение, что многочисленные языки при всем их внешнем разнообразии в сущности своей представляют собой варианты реализации одного инварианта – единого Языка Человеческого, разделившегося после вавилонского столпотворения на множество на-речи-й. Сегодня эта парадигма связывается с именем Вильгельма фон Гумбольдта. Но и многие отечественные лингвисты, воспитанные в контексте православной традиции, работали именно в такой парадигме. Усвоением и творческим развитием их научного наследия и занимается виртуальная лаборатория ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ и ПЯТИДЕСЯТНИЦА.
Естествознание в контексте христианской традиции:
С точки зрения христианской традиции возможность постижения тварного мира обусловлена особым местом человека в мироздании: согласно библейскому Откровению, человек, изначально творится Богом в средоточии мира. Состоя из праха земного (Быт. 2, 7), человек собирает в себе все мировые стихии, он есть микро-косм. Оживотворяя человека дыханием Жизни (Быт. 2, 7), дуновением Логоса, Бог влагает мир (евр. олам) в сердце его (Еккл. 3, 11), тем самым соделывая человека существом сверх-природным, макро-космом. Познание природы есть установление со-ответ-ствий между внешним космос’ом[4], и внутренним олам’ом[5], сведение многообразия мира к единству закона, постижение смысла, истории, разумного основания, причин, соразмерности el-em-en’тов[6] мироздания – всего того, что обозначается термином λόγος. Можно сказать, что если физика античности и средневековья устанавливали «поверхностное», «оче-видное» соответствие между внешним и внутренним мирами, если классическая физика прозревала это соответствие на уровне рациональных математических структур сознания, то современная физика продвинулась еще «глубже» – в область структур «пред-сознательных». В этом смысле физика XXI столетия сделала существенный шаг в направлении того способа познания мира, которое, собственно, подразумевается христианской традицией – к познанию мира чрез самого человека. Изучением христианских корней и эсхатологических перспектив современной науки занимается виртуальная лаборатория ФИЗИКА и ТЕОЛОГИЯ
Богословские исследования:
Главная задача Церкви – помочь человеку спастись, восстановить целостность[7], в первую очередь – целостность все расчленяющего и ставящего под вопрос интеллекта[8] и незыблемого фундамента веры[9], без которого человек неминуемо запутывается в лабиринте бесконечных вопрошаний. Страшные катаклизмы ХХ столетия вплотную подвели к пониманию того, что когда традиционные религиозные символы[10] перестаю воссоединять человеческий разум с той сокровенной бездной души, где происходит fund’аментальный[11] контакт человека с Богом, в этот разрыв врываются страшные разрушительные демонические силы. Сегодня нам следует продолжить поиски недостающей целостности в ди-а-логе со своим собственным внутренним миром, тем олам’ом, что по слову Писания вложен в сердце (Еккл. 3, 11) человека, диалоге, осуществляющемся в слове, принадлежащем одновременно и сознанию, и бессознательному. Нащупыванием точек со-прикосновения неразрывного и нераздельного соприсутствующих в языке сознательного и бессознательного, представляющего изначальную бездну (Быт. 1, 2), архетипический, доязыковой фундамент Мира, занимается виртуальная лаборатория ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ и ПЯТИДЕСЯТНИЦА.
Просветительская деятельность:
Издательская программа:
Труды многих выдающихся деятелей отечественной науки содержат предпосылки для формирования нового отношения к миру; их объединяет понимание того, что человеческое познание есть соотнесение окружающего мира с внутренним миром человека, соотнесение же это осуществляется посредством слова – слова, понимаемого не в качестве лингвистической «единицы» текстового сообщения, но слова в гумбольдтовском смысле – слова как специфически человеческой способности, обусловливающей возможность взаимодействия человека с миром, силы, преобразующей мир в собственность человеческого духа. Сделать эти труды сегодня доступными позволяет электронная коллекция ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
http://lingantrop.iphil.ru
Семинары для сотрудников и студентов СПбГУ:
Действующий семинар Центра проводит широкие обсуждения с участием самых разных специалистов в фокусах основных направлений своей деятельности. Центральным моментом встреч является попытка выделения подходов, способных сформировать фундамент новой логосной парадигмы.
Семинары для молодежи:
Гимназическое Творческое Объединение Антропологии Лингвистики Литературоведения и Естествознания (ГТО АЛЛЕ) Академической гимназии СПбГУ в рамках образовательных программ организует циклы семинаров по лингвистической антропологии, герменевтике перевода, современным проблемам квантовой физики и другим темам, связанным с основными направлениями деятельности научно-богословского центра междисциплинарных исследований.
Сотрудники Центра и руководители научных программ:
протоиерей Кирилл Владимирович Копейкин, руководитель Центра, настоятель университетского прихода церкви святых апостолов Петра и Павла, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии, доцент, кандидат богословия, кандидат физико-математических наук;
П.Е. Бухаркин, профессор филологического факультет СПбГУ, доктор филологических наук;
А.А. Гриб, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, заведующий Лабораторией теоретической физики им. А.А. Фридмана, доктор физико-математических наук;
М.В. Захарченко, профессор Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования, доктор философских наук;
В.К. Афанасьева, ведущий научный сотрудник отдела востоковедения Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук;
О.В. Лаврова, доцент Восточно-Европейского института психоанализа, член Национальной федерации психоанализа, действительный член IAAP, кандидатпсихологических наук;
Е.И. Рябошлык, преподаватель Академической гимназии СПбГУ, ученый секретарь Центра.
[1] χάος – “первичное бесформенное состояние”; “бесконечное пространство”, восходит к χαίνω – “раскрываться, разверзаться”, “разевать рот”, “изрыгать, произносить”
[2] к и.-евр. корню *ster-, *stor- – “распро-стран-яться”, “расширяться”, восходит как “про-стран-ство”, так, вероятно, и “стра-дание” и “стран-ность”
[3] литургические тексты, используя омонимы языкъ (греч. γλω̃σσα – “язык” как анат. орган, “наречие”, “слова”) и iaзыкъ (греч. έ̉τνος – “общество”, “племя”, “народ”), передают богословский смысл Пятидесятницы – воссоздание единого народа Божия
[4] греч. κόσμος – “украшение”, “наряд”, “порядок”, иначе говоря, структура, созерцаемая извне; термин этот происходит от глагола κοσμέω – “украшать”, “приводить в порядок”, “расставлять войско”
[5] евр. ‘olam – “олам”, мир как целостность бытия, происходит от корня ’lm – “быть сокрытым”, “скрываться” внутри чего-либо
[6] el-em-en-tum– сакральная синтагма алфавита – el-em-en-taria, собственно, “буква”, “стихия” – στοιχεί̃ον
[7] спасение – σωτηρία – есть буквально “восстановление целостности” – σάος
[8] на вычленяющий характер интеллектуального познания указывает как приставка intel – , заменяющая в том случае, когда основное слово начинается на l, приставку inter – “внутри”, “между”, “среди”, так и само основное слово lego – “вы-бирать”, – “из-влекать”, а также “раз-личать в-зором”, “про-из-носить”.
[9] евр. ’ĕmūnāh – “вера” – происходит от глагола ’āman – “крепить”, “полагаться”
[10] греч. σύμβολον происходит от глагола σύμ-βάλλω– “со-единять”, “с-вязывать”, “с-равнивать”; сам человек символичен: душа и тело, сознание и бессознательное тяготеют друг к другу, желая “со-единения”, “при-мирения” – σύμ-βιβάζω, лишь в целокупности являя человека
[11] лат. fundus – “фундамент”, “основание” – восходит к и.-евр. корню *budh- (*bheudh-) – “бездна”