Научные проекты и темы, выполняемые в лаборатории — Институт филологических исследований.

Научная работа Лаборатории моделирования речевой деятельности определяется двумя главными – магистральными – темами:

Названные темы могут рассматриваться как самостоятельные направления, в то же время между ними существует теснейшая взаимосвязь.

Проводимое в ЛМР экспериментальное исследование восприятия текста является многоаспектным и включает целый ряд подтем:

  •  вклад фонетических (в том числе просодических) признаков в восприятие звучащего текста;
  •  вклад внефонетических (грамматических, лексико-грамматических, смысловых) признаков в восприятие звучащего текста;
  •  оперативные единицы восприятия речи;
  •  структура и функционирование ментального лексикона;
  •  проблемы перцептивного словаря;
  •  единица перцептивного словаря (словаря для слушающего);
  •  формирование перцептивного словаря в онтогенезе;
  •  роль фонетического слова в восприятии текста;
  •  особенности восприятия звучащего и письменного текста и пр.

В настоящее время проводится экспериментальная проверка системы гипотез, возникших в ходе многолетней теоретической и экспериментальной работы авторского коллектива по разработке теории восприятия речи.
Из экспериментальных исследований, проводимых в последнее время в Лаборатории, можно отметить следующие:

  •  восприятие псевдотекста, все «лексические» единицы которого являются псевдословами, но просодические характеристики полностью аналогичны исходному тексту;
  •  восприятие монотонизированного текста и псевдотекста;
  •  восприятие текста в шуме;
  •  эксперименты с использованием «лакунарных» – письменных и звучащих – текстов;
  •  ассоциативные эксперименты с участием взрослых испытуемых и детей 6 лет с использованием стимулов как в словарных, так и в несловарных формах;
  •  экспериментальное исследование соотношения идиомы (многокомпонентной единицы), слова и фонетического слова.

В работе Лаборатории при разработке проблем моделирования восприятия (впрочем, как и порождения) речи систематически объединяются три основных методических подхода: (1) экспериментальное психолингвистическое исследование с привлечением носителей языка, (2) инструментальный анализ речевого материала (стимулов), (3) опора на данные репрезентативного корпуса текстов.  В качестве идеального результата принимается создание компьютерных программ реализации исследовательских моделей.

Главной задачей творческого коллектива является создание теоретической модели восприятия звучащего текста.