Общие вопросы теории частей речи. Имя существительное.
Страница 7 из 11
Упр. 1. Определите типы лексических значений выделенных слов.
Сдержанно улыбаясь, Давыдов сказал: «А ты, дядя Иван, оказывается, гусь » ( М.Ш. ). Не такая великая птица командир дивизии, чтобы перед боями перекидывать его с фронта на фронт через Москву ( К.С. ). «Эх ты, тряпка !» – сказал я ( В.К. ). Катя посмотрела на меня с негодованием: « Свинья !» ( В.К. ). Шел наш брат , худой, голодный, потерявший связь и часть, шел поротно и повзводно, и компанией свободной, и одни, как перст, подчас ( А.Т. ). На заводе Филенкова считали сухарем ( Д.Гр. ). Павел Васильевич был в душе тряпкой и не умел отказывать ( А.Ч. ). Мы, дети севера, как здешние растения, цветем недолго, быстро увядаем ( М.Л. ).
Упр. 2. Придумайте предложения со следующими именами существительными, используемыми в переносном значении для экспрессивной характеристики лиц мужского и женского пола.
Заяц, лиса, медведь, сурок, шляпа, квашня, орел, обезьяна, курица, лягушка, жаба.
Упр. 3. Подберите 10 терминов по темам «Лингвистика», «Филология». Дайте определение каждого из них.
Упр. 4. Объясните значение слов, используемых в публицистическом стиле.
Агрессия, инцидент, интервью, импорт, аккредитование, федерация, референдум, статут, ультиматум, субсидия, конфронтация, коалиция, коммюнике, концепция, аннексия, апелляция, форум, интеграция, вето, интервенция, декрет, солидарность, интенсификация, реализация, концентрация, демилитаризация.
Упр. 5. Объясните значение иностранных слов. Подчеркните интернационализмы. Установите, в каких случаях возможна замена их русскими синонимами-существительными. Устно составьте с данными словами предложения.
Апелляция, апогей, идеал, гегемон, дискриминация, констатация, обструкция, панегирик, престиж, континент, норматив, сибарит, утилитаризация, рефлекс, атмосфера, гибрид, эволюция, экспорт, коммюнике, акцент, проблема, реконструкция, мемуары.
Упр. 6. Объясните значение архаизмов, употребляемых в художественной литературе как стилистическое средство.
Бард, выя, вежды, вития, сонмище, десница, ветрило, лицедей, отроковица, денница, лоно, чертоги, реляция, келья, чело, ристалище, скальд, яства, шуйца, глагол, вояж, самодовольствие, пиит, перст, рыбарь.
Упр. 7. Составьте устно предложения с подчёркнутыми именами существительными-паронимами. Объясните значения этих слов.
Абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, здравица – здравница, невежа – невежда, остатки – останки, сталактит – сталагмит, талан – талант, экономия – экономика, экспонат – экспонент, претендент – прецедент, форму – кворум, локаут – нокаут, эмигрант – иммигрант.
Упр. 8. Распределите выделенные имена существительным по лексико-грамматическим разрядам. Укажите признаки, служащие основанием данного выбора.
- Мелкой изморозью , серебряным бисером светится каждый листок озими , вороненой сталью отливает каждый пласт поднятой под зябь земли ( М.Ш .). Через минуту мелкие дровишки , обрызганные бензином , горели весело и жарко ( М.Ш. ). Опорожнив вторую миску жидкой пшенной каши , лишь слегка сдобренной салом, дед Щукарь пришел в состояние полного довольства и легкой сонливости ( М.Ш. ). Метель так замела все дороги и все еще продолжала мести с такою силою , что ехать дальше на машине не было никакой возможности ( К.С. ). Но Синцов не стал смотреть вырезанные Артемьевым статьи об истории русского офицерства ( К.С. ).
- Через город на запад , подтягиваясь, шла кавалерия ( К.С. ). Говорят, если водолаза сразу, одним махом, без остановок погружают на всю глубину , то кровь ушами идет ( К.С. ). Стояла тишина , еле слышно шуршала позёмка ( К.С. ). Он вытащил из вагона лист фанеры, кисти и банки с красками, прислонил фанеру к вагону, поплевал на руки, взял кисть и одним махом нарисовал сажей толстяка в цилиндре ( К.П. ). У них осталось лишь граммов сто урюка , столько же изюма и тюбик какао с молоком … ( В.Сан. ) . Особенно нас восхитила гигантских размеров голова языческого бога, высеченная из камня ( В.Сан .).
- 3. У старых людей плохой сон ( К.П. ). Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лед у мельницы ( К.П. ). Работы у меня много, но, бывает, случится свободное время ( К.П. ). Казалось, что цветы шиповника навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе , как яркое маленькое пламя ( К.П. ). Стояло то время, когда осень уже вылила все дожди , а ветер ободрал с деревьев последние листочки ( К.П. ). Сейчас, в зрелом возрасте, я с благодарностью вспоминаю о детских своих увлечениях ( К.П. ). Иногда в воздухе кружился снег ( К.П. ). Иней посыпался с потревоженных ветвей ( Б.П. ). Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя , носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов ( Л.Т. ). С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох ( К.П. ).
Упр. 9. Выпишите из текста вещественные существительные, назовите их особенности.
Ветер шелестел соломой на крыше, подвывал в голых ветвях ивы на берегу прудка ( А.Т. ). Варились щи, жарился кофе, пахло тушеным мясом, луком… ( Д. Гр. ). Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь ( К.П. ). Здесь добывают и плавят медь. а золото и прочие редкостные металлы – только попутные отходы от основного производства ( В.Кож. ). После прогулки верхом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными ( А.Ч. ). Правда в огне не горит и в воде не тонет ( Посл. ). Пересохший мох потрескивал под ногами ( Д.Гр. ). В банках была пшеница, рожь, крупа ячневая, пшенная и гречневая, селедки ( К.Ф. ). Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – все это приметы дождя ( К.П. ).
Упр. 10. Выпишите собирательные существительные, укажите их особенности.
Шахматы, профессура, часы, строгость, белизна, керосин, опилки, писатель, медь, студент, ножницы, мошкара, дерево, лес, стая, птица, метель, снежинка, сани, крестьянин, крестьянство, полк, солдат, ворота, ворона, воронье, тряпье, радость, листья, студенчество, пух, дробь, пыль, солома.
Упр. 11. Запишите в первую колонку одушевленные, во вторую – неодушевленные существительные. Объясните, на основании каких признаков произведено распределение слов.
Мост, полк, чудовище, бактерия, окно, город, толпа, учитель, числитель, стол, кумир, задира, кофе, шимпанзе, движение, мороженое, дружба, комар, истребитель, зверь, городишко, кукла, туз, леший, институт, творец, организация, вожак, авторитет, клуб, поезд, редакция, конференция, ровесник, деятель, информация, народ, личность.
Упр. 12. Поставьте вопросы к выделенным словам. Понаблюдайте, всегда ли к одушевленным существительным можно задать вопрос кто?
По стене медленно ползет муха . В тишине ночи назойливо и нудно пищал комар . На лугу паслась корова . Антиобщественные элементы обязательно будут разоблачены. Артиллеристы одним выстрелом смогли сбить вражеский бомбардировщик. Ледокол медленно продвигался к чистой воде. Лицо его оживилось, глаза лукаво заблестели. Поезд подходил к вокзалу. В сетях у рыбаков билась крупная и мелкая рыба. Китобои ждали китов , но в район лова никто больше не приплыл. В.К. Арсеньев и его близкие рисуют портрет гольда Дерчу Ождала, явившегося прототипом Дерсу Узала. Новую технологию изготовления бутылок, в три раза прочнее и легче обыкновенных, разработали молодые ученые . Американский воздухоплаватель Карл Томас, попытавшийся пересечь Атлантический океан, попал в зону действия циклона и лишь через четверо суток был подобран кораблем.
Упр. 13. Определите род выделенных имен существительных. Объясните, какими критериями вы пользовались при этом.
Нина большая умница . Один финансовый воротила , облаченный в поношенные джинсы и немало испытавшую на своем веку ковбойку, выглядел столь жалким, что так и хотелось сунуть ему монету: может, бедняга давно уже ничего не ел… ( В.Сан. ) Впереди ехал, опустив забрало , неизвестный рыцарь. ( Л.К. ) – А он у вас маленький хитрец , – хвалил Оську несколько смущенный комиссар. ( Л.К . ) Старший группы – Фисенко, известный всей экспедиции балагур и великолепный работяга … ( В.Сан. ) Я поел щей, взял свой чемоданишко и навсегда покинул нашу андреевскую избу. ( С.Кр. ) В числе других машин колхоз приобрел у МТС легкий тракторишко для работы с навесными орудиями. ( С.Кр. ) Десять лет назад гигантская волна цунами смыла все портовые сооружения, а пристань ручной кладки уцелела. Та же цунами слизнула и весь поселок Кадьяк. ( ЛГ ) Правда, Брагин тоже за эти годы гибче стал, но в общем и целом это был прежде всего деляга. ( Д.Гр. ) Кофе в чашках подернулся белой пленкой. ( В.П. )
Упр. 14. Определите грамматический род аббревиатур.
Колхоз, ГОЭЛРО, ООН, райфо, ОТК, нэп, вуз, ЖЭК, ГУМ, районо, США, зарплата, ВАК, завкафедрой, кожимит, ЖЭУ, ЧП, Евразия, РОЭ, ТНУ (Таврический национальный университет), ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения), драмтеатр.
Упр. 15. Определите род данных слов. Мотивируйте принадлежность существительных к определенному роду. Допишите пропущенные буквы, объясните правописание слов.
Задир…, амбаришк…, мыш…, опилки, ручищ…, бородищ…, воришк…, чернил…, юноша, объедал…, подмастерье, камыш…, леди, синица, сливки, сапожищ…, тюлень, тюль, госиздат, плащ-палатка, вуз, призер, неженка, тренер, староста, билетер, работяга, левша, зубил…, зубрил…, месячишк…, брош…, топорищ…, силищ…, болотищ…, городишк…
Упр. 16. Определите род имен существительных и дайте толкование выделенных слов.
Арго , аутодафе, боа, болеро , бра, бунгало , фортепьяно, кино, кабаре, досье, коммюнике , жюри, леди, мисс, мадам, какаду, шимпанзе, гну, контральто , такси, кофе, кафе, атташе, маэстро, Баку, вестибюль, кабель, панцирь, бюллетень, картофель, лосось, цитадель , шинель, колибри, резюме , шоссе, бутыль, сопрано, манто , эмаль, рагу, озимь, полынь, пари, интервью, фильм, рояль, вуаль, шампунь, толь, кашне, пальто, жалюзи, клише, марабу, рантье, регби, реле, сопрано, контральто, турне.
Упр. 17. Допишите к данным ниже названиям животных соотносительные пары противоположного пола и их детенышей там, где это возможно. Объясните причины отсутствия некоторых форм. Образец: баран – овца – ягненок.
Бык, петух, селезень, индюк, гусь, боров, цесарка, куропатка, кенгуру , дрофа, шимпанзе, колибри, какаду, лиса, верблюд, волк, медведь, заяц, сова, филин, жеребец, крот, енот, стрекоза, мышь, крыса, куница, белка, ястреб, сорока, обезьяна, журавель, бегемот, кролик, тюлень, хомяк, бабочка.
Упр. 18. Некоторые имена существительные с суффиксами субъективной оценки имеют особенности в отнесении к роду. Проверьте по словарям, к какому роду относятся данные ниже слова, образуйте словосочетания с именами прилагательными. (См. также статью Т.В. Шанской «О родовой принадлежности слов с суффиксами субъективной оценки» // Рус. яз. в шк. – 1961. – № 6. – С. 13–17). В обоснование ответа включите результаты собственного опроса информантов.
Домина, полосина, холстина, псина, дурачина, паспортина, лбина, сугробина, стволина, уродина, купчина.
Упр. 19. Назовите признаки имен существительных общего рода. Определите род других существительных (с учётом прямых и переносных значений).
Гуляка, вышибала, запевала, зубрила, воротила, заправила, пьянчуга, молодчина, дурачина, работяга, симпатяга, бродяга, ворюга, хапуга, хитрюга, жаднюга, выскочка, попрошайка, зазнайка, сладкоежка, белоручка, злюка, растеряха, забулдыга, плакса, тупица, гулена, сластена, тихоня, брюзга, невежа, недотрога, недотепа, зануда, обжора, подлиза, разиня, повеса, пустомеля, соня, растрепа, простофиля, шляпа, крошка, лиса.
Упр. 20. Данные имена существительные распределите по трём группам: I – имена существительные мужского пола; II – имена существительные в форме мужского рода, которые служат для обозначения лиц мужского и женского пола; III – имена существительные общего рода.
Автор, секретарь, студент, лентяй, староста, волейболист, инженер, машинист, друг, аспирант, директор, личность, гуляка, бездарность, гений, агроном, парикмахер, двойник, придира, почтальон, кассир, тихоня, подросток, библиотекарь, жадина, шофер, неряха, геолог, педагог, недоучка, лейтенант, учитель, диктор, директор, персона, повар, неженка.
Упр. 21. К каким лексическим группам можно отнести имена существительные pluralia tantum ?
Антресоли, бега, белила, бредни, брызги, брюки, будни, весы, вилы, ворота, враки, всходы, выборы, выжимки, габариты, гетры, гольфы, грабли, гусли, дебаты, дебри, деньги, духи, жабры, жмурки, заморозки, именины, каникулы, клещи, кулуары, куранты, литавры, мемуары, недра, ножницы, обои, опилки, отруби, очистки, очки, переговоры, посиделки, происки, прятки, розвальни, россказни, салазки, святцы, сливки, субтропики, сумерки, сутки, узы, уста, финансы, хлопоты, часы, чернила, шахматы, шорты, щи.
Упр. 22. Образуйте формы именительного падежа множественного числа от данных существительных.
- Профессор, бухгалтер, редактор, том, инженер, шофер, слесарь, катер, корм, лектор, конюх, повар, пояс, хлеб, учитель, мех, шинель, чудо, время, инспектор, парус, рог, снег, бункер, год, китель, прожектор, договор, месяц, свитер, примус, кондуктор, воз, соболь, счет, тон.
- Козлёнок, зайчонок, щеглёнок, голубёнок, медвежонок, гусёнок, лисёнок, волчонок, мышонок, крысёнок, щенок, грачонок, бочонок, опёнок, маслёнок, орлёнок, лягушонок, цыплёнок, журавлёнок, собачонка.
Упр. 23. От данных слов образуйте формы ед. ч., если это возможно. Обратите внимание на то, не изменилось ли при этом лексическое значение слова.
Бега, белила, беседы, брюки, бутсы, браслеты, вафли, весы, всходы, вещи, выборы, галеты, георгины, дома, деньги, дрова, загадки, жмурки, кабинеты, клавиши, консервы, каникулы, мелочи, макароны, недруги, ножницы, овощи, окна, обои, очки, патроны, пироги, ребра, сани, сливки, сливы, сумерки, сутки, тополи, тетради, тиски, словари, финики, часы, чернила, шарфы, шахматы.
Упр. 24. Образуйте формы мн. ч. от данных ниже существительных, определите значение этих форм (релятивно-коррелирующее или деривационно-коррелирующее). Назовите случаи лексикализации, если они имеются.
Барашек, бумага, верх, вид, возможность, год, грош, граница, лес, лист (бумаги), лист (дерева), сукно, сын, счет, хлеб.
Упр. 25. Употребите в контексте имена существительные, имеющие вариантные окончания -а/-у в родительном пад. ед ч. Объясните случаи использования вариантных окончаний.
Балык, бисер, бок, бор, брод, век, вес, вид, визг, виноград, воз, войлок, воск, глаз, год, голод, голос, град, долг, дом, дым, жар, жир, зов, износ, испуг, квас, кипяток, лад, лак, лимонад, лес, лоск, лук, мак, маринад, мармелад, мед, мир, мусор, народ, нос, отказ, пар, песок, пол, проезд, прок, проход, пыл, раз, разбег, разбор, разгон, рассольник, расчет, рафинад, сахар, свет, след, смех, снег, сор, спор, спрос, счет, табак, творог, туман, треск, тыл, уговор, хворост, ход, холод, час, чеснок, шаг, шёлк, шик, шум, щёлок.
Упр. 26. Определите функции мн. ч. следующих имен существительных.
Минеральные грязи, красоты Крыма, местные власти , народные массы , яровые всходы , изумрудные озими, суровые холода , лошадиные скачки , высоколегированные стали, масла из нефти, воды Днепра.
Упр. 27. Определите значения падежей имён существительных.
Каждый раз, когда у Андрея собирались товарищи на чтение нового номера заграничной газеты или брошюры, приходил и Николай, садился в угол и молча слушал час, два ( М.Г. ). Маша снимала комнату в домишке, принадлежавшем старому рабочему паровозостроительного завода ( А.Ф. ). Фридрих, возившийся у плиты с тряпкой в руке, снял с плиты сковороду с плавающими в жире кусками баранины и вышел ( А.Ф .). Я стремительно бросаюсь к столу, наливаю из чайника, накрытого ватником, желтоватый настой в кружку и незаметно опускаю туда весь свой двухдневный паёк рафинада ( Л.К. ). Кто-то повёл нас в кают-компанию, и мы, смертельно усталые, уселись там в ожидании окончания разгрузки и отплытия ( К.С. ). По дороге в Тулу, километрах в тридцати или сорока от нее, виднелось несколько подбитых немецких танков, остатки грузовиков и повозок ( К.С. ). Земля набухала от дождевой влаги и, когда ветер раздвигал облака, млела под ярким солнцем и курилась голубоватым паром ( М.Ш. ). Косари этой бригады выехали в степь в пятницу утром, а в субботу вечером на квартиру к Давыдову пришел Нагульнов ( М.Ш. ). Подняв глаза над кружкой, из которой я цежу морковный сок, я осторожно перевожу взгляд на стену ( Л.К. ).
Упр. 28. Объясните различия в употреблении окончаний –а, -у в именах существительных.
Воздух состоит из кислорода, водорода, азота и других газов. Ему стало лучше, будто вдохнул кислороду. На слоте стояла бутылка кефира , лежал кусок сыру и две булки хлеба . Я купил в буфете стакан крепкого чая , три ложки мелкого сахара , двести граммов свежего сыра , а мой друг выпил только стакан фруктового сока. Обнаружилась недостача бензина. В зале скопилось много народу. Ложка дегтю испортила бочку меду. В тесной комнате можно было задохнуться от дыму. Она закашлялась из-за папиросного дыма. С голоду посасывало под ложечкой. Не сбивай его с толку. Пропал человек ни за понюшку табаку. Спору нет, девушка была прекрасна. На площади собралось много народу. Эти постановления приняты в интересах народа.
Упр. 29. Распределите имена существительные по склонениям, придерживаясь схемы
Бандероль, санаторий, тополь, вуаль, бутыль, дворишко, зубрила, Кузьмич, Петров, леди, подмастерье, кофе, кафе, ворота, деньги, набережная, часы, рулевой, часовой, произведение, край, дождь, листва, содержание, ведро, сыр, маэстро, недотрога, очки, Фурсенко, Ивашковский, весы, Забродченко, мост, мышь, камыш, портье, служанка, Стендаль, атташе, мороженое, герой, ночь, сорго, чаевые, брошюра, издательство.
Упр. 30. Просклоняйте имена существительные дитя, знамя, путь, домишко (в единственном числе), деревцо, деревце (в единственном и множественном числе), деньги, простыни (во множественном числе).
Упр. 31. Допишите окончания имен существительных в творительном падеже единственного числа.
Туфл…, бандерол…, вуал…, плацкарт…, табел…, мозол…,тол…, рельс…, шампун…, картофел…, тюл… .
Упр. 32. Поставьте имена существительные в творительном падеже. Объясните, чем вызваны различия в окончаниях.
Населенные пункты Крыма: Ленино, Шубино, Ильичево, Синицино, Багерово, Войково, Куйбышево, Вилино, Кольчугино, Ромашкино, Воробьево, Кольцово, Добрушино, Наташино, Медведево, Лобанино, Клепилино, Калинино, Рошино, Ермаково, Маслово.
Фамилии: Шубин, Синицын, Буров, Войков, Куйбышев, Вилин, Кольчугин, Кольцов, Воробьев, Добрушин, Рощин, Маслов, Сазонов, Киселев, Попов, Соловьев, Петров.
Упр. 33. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа, подчеркните окончания.
Апельсин, грамм, помидор, яблоко, чулок, носок, кочерга, гектар, простыня, свеча, устье, захолустье, рельс, татарин, мандарин, ананас, щенок, грузин, узбек, турок, туфля, полотенце, домишко, подмастерье, опенок, якут, серьга, скамья, судья, копье, колдунья, ожерелье.
Упр. 34. Рассмотрите примеры употребления вариантных окончаний –е/-у в предл. пад. ед. ч. В каких случаях употребляются вариантные окончания и нашими условиями определено подобное употребление? Приведите примеры.
Бал – на балу – на бале
Бег – на бегу – о беге
Ветер – на ветру – о ветре
Дом – в дому – о доме
Глаз – в глазу – о глазе
Дом – в доме – на дому
Круг – в круге – в кругу
Мыс – на мысу – на мысе
Луг – на лугу – о луге
Мозг – в мозге – в мозгу
Пот – в поту – в поте
Пруд – на пруду – в пруде
Снег – в снеге – в снегу
Стог – в стоге – в стогу
Шаг – в шаге – в шагу
Захолустная герань – символ мещанского уюта, – краснеющая, как засидевшаяся невеста за чисто протертыми окошками, может, оказывается, заменить розовое масло ( К.П .). Николай Михайлович Ромадин – сын самарского слесаря, человек, вышедший из самой сердцевины народа, – прошел тяжелый путь приобщения к живописи ( К.П .).
Упр. 35. Рассмотрите имена существительные, имеющие вариантные окончания –ы/-а в им. п. мн. ч. Объясните различия в их употреблении.
Ветер – ветры – ветра.
Год – годы – года.
Джемпер – джемперы – джемпера.
Диспетчер – диспетчеры – диспетчера.
Договор – договоры – договора
Инспектор – инспекторы – инспектора.
Инструктор – инструкторы – инструктора.
Колер – колеры – колера.
Короб – короба – коробы (уст.).
Корректор – корректоры – корректора.
Крейсер – крейсеры – крейсера.
Орден – ордены (церк.) – ордена (награды).
Полюс – полюсы – полюса.
Примус – примусы – примуса.
Прожектор – прожекторы – прожектора.
Редактор – редакторы – редактора.
Ректор – ректоры – ректора.
Сектор – секторы – сектора.
Том – тома – томы (уст.)
Тормоз – тормоза – тормозы.
Трактор – тракторы – трактора.
Флюгер – флюгеры – флюгера.
Хлеб – хлебы (испечение) – хлеба (злаки).
Ход – ходы – хода (спец.).
Юнкер – юнкеры – юнкера.
Ястреб – ястреба – ястребы.
Упр. 36. Рассмотрите примеры употребления имен существительных в им. и род. п. мн. ч. В каких случаях образование форм род. п. следует считать нестандартным?
Абрикос – абрикосы – абрикосов.
Ампер – амперы – амперов.
Ананас – ананасы – ананасов.
Апельсин – апельсины – апельсинов и апельсин (разг.)
Баклажан – баклажаны – баклажанов и баклажан (разг.)
Банан – бананы – бананов.
Башкир – башкиры – башкир.
Бурят – буряты – бурят.
Вандалы – вандалы – вандалов.
Ватт – ватты – ватт.
Вольт – вольты – вольт.
Гектар – гектары – гектаров и гектар (разг.).
Грамм – граммы – граммов и грамм (разг.)
Гусар – гусары – гусаров и гусар (разг.)
Зуб – зубы – зубов (у человека), зубьев (у бороны).
Карат – караты – каратов и карат.
Карел – карелы – карелов и карел.
Киловатт – киловатты – киловатт.
Упр. 37. Запишите имена существительные. Если необходимо, вместо точек вставьте нужную согласную. Расположите все слова по алфавиту, поставив над каждым порядковый номер.
Килограм…, кол…екция, профес…ия, агрес…ор, ап…етит, ап…ел…яция, ас…истент, интел…игенция, оп…озиция, тер…итория, пес…имизм.
Упр. 38. Определите синтаксическую функцию имен существительных.
Земля с океаном трав пшеницы. Остров берез. Гудение комбайнов и ржание лошадей. Перепелиная песня, крики диких гусей по озерам. Сестра Пепе, девушка много старше, но не умнее его, поступила прислугой – убирать комнаты – на виллу богатого американца ( М.Г .). Представителем моряков в штабе фронта был пожилой вице-адмирал из старых морских офицеров, человек очень высокого роста, стриженный ежиком и своим видом напоминавший мне фотографии времён первой мировой войны ( К.С. ). Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик…, рассказал мне сказку об осени ( К.П .). Поручик Тенгинского пехотного полка Лермонтов ехал на Кавказ, в ссылку, в крепость Грозную ( К.П. ). В Рим мы прилетели в сумерки ( К.П .). И березы стоят, как большие свечки ( С.Е .). Дул сильный ветер, и «Старый Томас» на ратуше – пузатый воин с пикой в руке – без устали поворачивался, оглядывая окрестности ( Е.Б .). Вечер синею свечкой звезду над дорогой моей засветил ( С.Е .). В маленьком доме на окраине города познакомил он меня с женой и дочерью-инженером ( Е.Б .). Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол ( С.Е .). Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым ( С.Е .). Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий ( К.П .). Учитель – творец. Преподавание не ремесло, а искусство ( Е.П .).
Упр. 39. Объясните, почему в одних случаях приложение присоединяется дефисом к определяемому слову, в других – нет.
И я, одевшись, бегу к товарищу-соседу, чтобы порадовать его ( Л.К .). Пока мы завтракали, в типографию, где мы сидели, пришел старик наборщик… ( К.С .). Рыжебородый инженер-механик Лева Черепов подтрунивает над Юрой Шевченко, врачом, который в целях личной гигиены и для закалки не раз выскакивал из балка босым и бегал по снегу ( В.Сан .). Среди них было много учениц-старшеклассниц ( С.Кр .). Они стояли рядом с нами и смотрели на красавец теплоход без всяких признаков восторга, как смотрят на разлучника, ибо в Антарктиду провожают надолго ( В. Сан .). Короче, пока заводили трактор, бродяга тягач ушёл километров на пятнадцать ( В.Сан .). Молодые люди спустились к Москве-реке и пошли вдоль её берега ( И.Т .). Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, весёлое эхо ( К.П .).
Упр. 40. Раскройте скобки, объясните правописание сложных существительных.
Юго(восток), вице(адмирал), экс(чемпион), иван(да)(марья), мать(и)(мачеха), ура(патриотизм), орехово(зуевец), креп(сатин), креп(марокен), сорви(голова), перекати(поле), динамо(машина), генерал(лейтенант), стоп(кран), плащ(палатка), пресс(конференция).
Упр. 41. Назовите имена существительные с одинаковыми окончаниями.
Плащей, щей, основ, батарей. королей, коров, лотерей, юношей. траншей, коров, голосов, островов, носков, стульев, столов, моржей, нулей, цветов, быков, столбов, дрожжей, свиней, кабанов, журавлей, кораблей, мячей, лучей, ветров, рядов, ульев.
Упр. 42. Объясните правописание гласных о, е после шипящих в разных формах имён существительных.
Девчонка, жжёнка, пастушок, стажёр, мячом, пейзажем, ножовка, раскорчёвка, печёнка, грушовка, тушёнка, деньжонки, сажёнки, щетка, дешёвка, бочонок, обжора, решётка, сапожок.
Упр. 43. Напишите выделенные слова слитно, раздельно или через дефис. Объясните их правописание.
Заря запылала пожаром и охватила пол (неба) ( И.Т .). От момента прихода радио(граммы) до вылета положены считанные минуты ( В.Сан .). Теперь хорошо видно, что это тигр подводных джунглей – жук (плавунец) ( В.Сол .). Перемытые речной водой и перевеянные ветром песчаные косы поросли мать(и)мачехой и цветами ( К.П .). Отец подошел к Алёше, обнял и молча с пол (минуты) держал сына у горячей своей груди ( Е. П.).
Упр. 44. Вставьте, где нужно пропущенные буквы.
Агр…культура, ад…юнкт, акк…мп…немент, анг…ж…мент, артиш…к, ар…ергард, б…тон, бату…, б…хрома, бен…фис, брош…ра, б…ллетень, вег…тарианец, в…стибюль, в…т…ринар,в…н…грет, в…нтиляция, в…олончель, в…юн, в…реница, г…г…мон, г…стрит, д…финиция, д…л…жанс, д…т…ктив, д…скред…тирование, д…ячок, ж…нглер, ж…ри, инс…нуация, инт…ллигент, инт…ндант, интер…ер, к…зак, кают-к…мпания, кож…мит, к…мпиляция, к…морка, к…мфорт, конт…нгент, к…нфорка, к…рдон, к…рифей, корниш…, к…чан, кр…нка, л…гион, май…лика, ман…кенщица, ман…пуляция, м…диана, н…юанс, об…ектив, пар…ш…т, п…ртурбация, п…ссимизм, пл…гиат, п…р…ферия, пл…оназм, пол…семия, пол…шинель, п…рнография, пре…стория, пр…зидиум, про…кт, рот…принт, ф…рватер, ф…тиш, ц…гейка, ц…нга, эл…ксир, элл…псис, парт…ячейка, Полит…издат, контр…гра, пед…нститут, сверх…зысканность, эст…када.
Упр. 45. Вставьте, где необходимо, е или ё.
Акуш…р, акуш…рка, антрепрен…р, аф…ра, бер…ста, бл…клый, быти…, вал…жник, вахт…р, в…шка, вольтиж…р, вояж…р, голол…дица, грав…р, двоеж…нец, ж…лчь, за…м, киоск…р, комбайн…р, марк…р, муми…, окол…сица, остри…, план…р, полузабыть…, саж…нки, старт…р, стр…кот, тап…р, шаб…р, щ…голь.
Упр. 46. Назовите основу имён существительных.
Статья, заря, батарея, дверь, край, соловей, санаторий, армия, здание, селение, конь, Наталья, Таня, компания, авиация, няня, скатерть, радость, гость, батарея, гостья, учитель, зной, статья.
Упр. 47. Выпишите сначала слова с «нулевыми» окончаниями, а затем слова с материально выраженными служебными морфемами и определите значение этих морфем.
Планетарий, урок, лекция, книги, пламя, ворота, ворона, брюки, галстук, окно, зубрила, зубило, плащ, пальто, платье, зодчий, портной, листва, доброта, ненастье.
Упр. 48. Распределите все имена существительные по двум столбцам, в левый запишите слова со свободными основами, в правый – со «связанными» основами. Покажите, в чем проявляется «связанность» основ.
Признание, поездка, удивление, восхищение, наволочка, изысканность, тренировка, получение, присутствие, напиток, переход, роспись, лесник, гимнастика, соревнование, молодость, девушка, подоконник, дерево, простота, умение, творчество, жемчужина, дорожка, скрипач, забор, лентяй, лекарство, облако, природа, польза.
Упр. 49. Допишите окончания, объясните свой выбор. покажите, какие лексико-стилистические изменения происходят в данных существительных по сравнению со словами без суффиксов –ущ- и –ишк- .
Ручищ…, арбузищ…, спинищ…, кулачищ…, морозищ…, бородищ…, силищ…, человечищ…, домищ…, великанищ…, портфелищ…, пожарищ…, паучищ…, холодищ…, жарищ…, медведищ…, хлебушк…, домишк…, пальтишк…, заборишк…, плутишк…, дворишк…, братишк…, сынишк…, хватунишк…, лгунишк…, трусишк…, письмишк…, шалунишу…, полюшк…, хлебушк… .
Упр. 50. Выделите суффиксы имен существительных, объясните их правописание.
Звоночек, мандаринчик, огурчик, мячик, горошек, вишенка, икринка, соломинка, колоколенка, мандаринка, спаленка, телятинка, овражек, девчонка, галчонок, человечек, снежок, времечко, ложечка, местечко, пуговичка, словечко, чашечка, Толечка, Олечка, Танечка, Боренька, Машенька, Зоенька, Зоечка, заинька, паинька, воробьишко, зернышко, камешек, платьице, рощица, лужица, водопроводчик, сварщик, рассказчик, перевозчик, переводчик, чеканщик, переписчик.
Упр. 51. Перепишите, расставьте ударения.
Агент, агрономия, акут, алиби, алфавит, альков, амбарушка, ампер, аналог, аналогия, анапест, аноним, аполог, апоплексия, апостроф, априори, астроном, атлас, афинянин, аэропорты, алкоголь, арест, атлет, базилика, баловень, баловник, бармен, баррель, баул, бижутерия, благостыня, броня (на билеты), брюзга, бюрократия, блюда, баржа, банты, вагон-ледник, валух, вандал, вахмистр, верба, вахтер, вожжа, гастрономия, гладильня, гренадер, гренки, данник, демократия, договор, документ, досуг, дояр, дредноут, дремота, дрема, древко, двоеженец, дровяник, диоптрия, дефис, дискант, дактилоскопия. еретик, жалюзи, жаворонок, жерло, жмыхи, жернов, желчь, заговор, заимка, закупорка, закуток, засека, знамение, засов, застреха, засуха, знахарка, зурна, значимость, заусеница, запасник, икота, ингредиент, индустрия, истопник, изобретение, инструмент, иноходь, камбала, камфара, карабинер, кариес, каталог, катыш, каучук, кета, Кижи, кикимора, кипень, кисея, коклюш, компас, колосс, кожанка, конура, корысть, косарь, крапива, кремень, километр, кожух, квартал, комбайнер, лассо, ледник, лихоимец, ломота, лемех, манго, метис, медикаменты, миксер, метрдотель, мистерия, мокасины, мусоропровод, металлургия, Молох, магараджа, наймит, недоимщик, некролог, нектар, нефтепровод, ножны, образчик, опала, остракизм, откупорка, отступ, отступник, офеня, оленина, омнибус, панегирик, петля, планер, пиала, пасквиль, плетень, поимка, побасенка, покупщик, помочи, порсканье, постфикс, пертурбация, потуга, пимы, престиж, приданое, приобретение, провизор, просека, пуловер, пурпур, путепровод, простыня, планер, простынь (родительный падеж множественного числа), раджа, ралли, рефери, реноме, слалом, созыв, сообщник, силос, сосредоточение, снадобье, спелеолог, статуя, статут, складчина, стюард, стюардесса, сукровица, сулея, столяр, свекла, тавро, таможня, таможенник, танцовщик, тефтели, тефтелька, тканина, трапеза, туесок, турникет, творог, удила, упрочение, фавор, факсимиле, флюорография, фольга, фронтиспис, феерия, хавбек, ханжество, хаос (стихия), хаос (беспорядок), ходатайство, ходатай, хозяева, центнер, цыган, шаман, шарфы, шафер, швея, шестерня, шуга, шушера, щавель, эксперт, эрос, эскорт, эстакада, эстамп, эфенди, юродивый, яхонт.
Упр. 52. Найдите в тексте субстантивированные части речи. Укажите примеры использования некоторых частей речи в несвойственной им в обычном контексте синтаксической функции. Определите, происходит ли в них субстантивация.
И по-новому зазвучала одиссея женщины-солдата, совершившей в войну такое, что теперь, из мирного сегодня, кажется почти невероятным ( В.П. ). Его кредо: главное в жизни – это работа и непрерывное самоусовершенствование ( В.Сан. ). По знаку директора мы кричали «ура» ( Л.К. ). Кроме влюбленных и тяжелобольных, что в понятии Нагульнова было почти одно и то же, позже всех в хуторе отходил ко сну сам Макар Нагульнов ( М.Ш. ). Но 6 ноября днём нам сказали, что наконец получено «добро» на выход в океан ( К.С. ). Она присела к столу и послушала разговоры старших и Николая, который тоже пришел к столу ( Л.Т. ). Левая присяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «Начинать или еще рано?» ( Л.Т. ). Наряженные дворовые … сначала робко жались в передней… ( Л.Т. ). Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано ( И.Б. ). Не тебя я люблю, дорогая, ты лишь отзвук, лишь только тень. Мне в лице твоём снится другая, у которой глаза – голубень ( С.Е. ). Давно известно, что прелесть жизни не только в ожидании будущего и в настоящем, но отчасти и в воспоминаниях ( К.П. ) «Авось» и «как-нибудь» до добра не доведут ( Посл. ). Одно «нынче» лучше двух «завтра» ( Посл .) Людей можно разделить на две части: первая чувствует себя кредиторами человечества, вторая – его постоянными должниками ( Е.Б. ). Деревенские знакомые очаровательны только в деревне и летом, в городе же и зимою они теряют половину своей прелести ( А.Ч .). Ужасное, раздражающее ап-чхи сотрясает его ( Л.К .). Он слышал, как разговаривают патрульный и постовой ( А.Ф .) Шёл крупный пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы ( А.Ч .). В детстве она очень любила мороженое, и мне часто приходилось водить её в кондитерскую ( А.Ч .).