ОТКРЫЛАСЬ виртуальная лаборатория ФИЗИКА и ТЕОЛОГИЯ (ФиТ)!

О чем здесь будет диалог:              

  • о том, что же такое объективирующий метод познания мира, характерный именно для новоевропейской науки;
  • о том, почему объективирующий метод познания сформировался именно на почве европейской культуры, о его исходных предпосылках и методологических пределах;
  • о том, почему именно новоевропейский, а не древнегреческий или древневосточный тип научного знания оказался жизнеспособным и смог породить современную технократическую цивилизацию.
  • о той «непостижимой эффективности математики в естественных науках», которая так поражала Вигнера;
  • о том, что есть бытие? что есть материя? что есть познание и знание?
  • о том, что поскольку человеческое познание есть соотнесение окружающего мира с внутренним миром человека, то всякая попытка полностью исключить человеческую перспективу из нашей картины мира ведет не к объективности, а к абсурду;
  • о том, что «в XX веке язык стал основной темой размышлений не только у таких философов, как Витгенштейн, и физиков, как Бор, занимавшихся ролью языка в человеческом познании, в том числе и научном. Тема языка становится главной и для использующих его и взаимодействующих с ним писателей, что выражено, например, в статьях О. Мандельштама и Т. С. Элиота и в нобелевской лекции Иосифа Бродского. Поэтому, говоря о возможном будущем науки о языке, мы касаемся и важнейших составляющих частей современной культуры и ее вероятных продолжений в следующих за нами поколениях, – отмечал Вяч. Вс. Иванов в своей книге «Лингвистика третьего тысячелетия: вопросы к будущему». – Если Вселенная в целом осознается и описывает­ся нашим разумом, возникновение которого возможно благо даря ее изначальному устройству согласно антропному прин­ципу, то само это описание невозможно без естественного языка и его искусственных аналогов. В этом смысле язык не­обходим для разумного осознания Вселенной, а его осознание становится одной из главных задач науки в целом»;
  • о том, что именно чрез внутреннее человека открывается целостное видение мира, — ведь, согласно библейскому повествованию, человек и был сотворен как посредник между двумя мирами: созданный «из праха земного», он оживотворен божественным «дыханием жизни» (Быт. 2, 7). «Доступ» в это «внутреннее» пространство мы получаем через язык, в котором воплощается дыхание человеческого духа. Язык же по природе своей литургичен – он существует лишь в со-отнесенности с другим – и с Другим. Поэтому «погружение в себя» и освоение своего «внутреннего пространства» возможно лишь в контексте литургической традиции.
  • о том, что фундаментальные структуры психики находят символическое отражение в естественнонаучных построениях; как полагал В. Паули, идеи, связанные с изучением подсознания, должны выйти за узкие рамки терапевтического применения оказать влияние на все естественные науки, изучающие жизнь и все с ней связанное. «Наиболее удовлетворительным, – писал он, – было бы такое положение, когда физическое и психическое можно было бы рассматривать как дополняющие друг друга аспекты одной и той же действительности».