Семиотика в истории идей

Начало курса – 2 марта 2010.

По вторникам, 15.40, аудитория 11-O (филфак СПбГУ).

1. Цель курса:

ознакомить студентов-филологов с культурными, естественнонаучными и историко-философскими предпосылками семиотики как науки, которая формулирует совокупность методов, претендующих на междисциплинарный статус.

2. Задачи курса:

– дать слушателям представление об историко-культурном и историко-философском контексте развития ряда основных семиотических идей.

– дать общее введение в круг естественнонаучных, философских и лингвистических течений второй половины XIX века, сопутствовавших формулировке основных положений двух фундаментальных традиций – семиотики Чарльза Сандерса Пирса и семиологии Фердинанда де Соссюра. 

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Курс дает общий экскурс в детали культурной истории и истории идей, которые оказали влияние на формирование семиотики. Синтез этих деталей позволяет слушателям получить упорядоченное представление о семиотическом этосе и о том концептуальном пространстве, благодаря которому данный этос оказался возможен. Таким образом, междисциплинарность предстает не только как результат, привычно характеризующий используемую семиотикой методологию, но и как действующая причина самого становления этой методологии. Благодаря этому, курс позволяет слушателям получить более осмысленную общую картину интеллектуального климата, способствовавшего формулировке характерных для семиотики базовых методологических допущений.

4. Требования к уровню освоения содержания курса:

Слушатели должны иметь общее представление об исторических и концептуальных корнях рассматриваемых в данном курсе семиотических традиций, хорошо ориентироваться и уметь грамотно использовать специальную литературу по темам курса в самостоятельной работе, владеть соответствующей терминологией.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1.      Разделы курса:

1.      Семиотика и семиология в конце XIX – начале XX вв.: культурный и исторический контекст.

2.      Семиотика – «другая рациональность»? Семиология и семиотика как два типа реакции на классическую этику.

3.      Пирс, Ницше, Фрейд, Маркс: жизнь, знак, бессознательное и труд как новые измерения культуры.

4.      Семиотика и визуальный язык: химическая теория валентностей и «экзистенциальные графы» Пирса.

5.      Семиотика и классический рационализм: основные понятия семиотики Пирса в контексте «Размышлений о первой философии» Декарта и «Критики чистого разума» Канта.

6.      Семиотика и схоластический реализм: что такое знак?

7.      Учение о знаках в стоицизме.

8.      Семиотика Пирса и сократическая майевтика.

9.      Интеллект искусственный и интеллект естественный: триадическая логика, тест Тьюринга и «китайская комната» Джона Серля.

2. Краткое содержание лекций

Лекция 1.

Общее историческое введение: предпосылки теории знаков Чарльза С. Пирса в контексте истории науки в США XIX – начала XX вв.

Американская семиотика и прагматизм в контексте институционализации американской науки: научные сообщества, масонство и литературные клубы в Новой Англии в начале XIX в. Америка глазами Алексиса де Токвиля и «Второе Великое пробуждение» в США в 1830-х гг.

Новоанглийская аристократия и бостонские «схоластические пригороды»: Конкорд и Кембридж во второй половине XIX в. Оливер Уэнделл Холмс о «браминах» и Бостоне как «транзитном узле вселенной». История «Смитсоновского наследства», Смитсоновский институт, Береговая Служба США и Университет Джонс Хопкинс.

Лекция 2.

Перипетии диалога между религией и наукой в США после выхода «Происхождения видов» Дарвина (1859). Математика, унитарианство, Дарвин и теория катастроф Кювье: влияние идеи «божественного языка» математики и эволюционных теорий (Дарвин и Кювье) на раннюю семиотику Чарльза С. Пирса.

Компиляции «Cours de linguistique générale» Соссюра и «Collected Papers of Charles Sanders Peirce» – тексты похожей судьбы. Семиология Соссюра, ассоциативистская психология и социология Дюркгейма.

Лекция 3

Семиотика – «другая рациональность»? Семиология и семиотика как два типа реакции на классическую этику.

Логика и практика: связь между семиотикой и прагматизмом в философии Ч. Пирса. «Классический» и «исследовательский» типы этики: семиотическая практика как деятельность, лишенная «жизненных целей». «Интерпретация», математическая статистика и семиотическая рациональность. Отношения между научной истиной и социальным порядком: дихотомия между практической «конкретной целью» и семиотической «конечной целью» (the short run/the long run).

Лекция 4.

Соссюр о социальной природе языка и понятие «коммуникативного сообщества» в семиотике Пирса. Понятие «привычки» в психологии А. Бена и в семиотике Пирса. Семиотика Пирса и семиология середины ХХ в. как критика идеологии (Р. Барт, Ж. Бодрийяр).

Лекция 5

Пирс, Ницше, Фрейд и Маркс: жизнь, знак, бессознательное и труд как новые измерения культуры.

Понятие интерпретации в семиотике и психоанализе: интерпретирующий субъект между образом и смыслом. Структура бессознательного у Фрейда и  классификация знаков. «Человек-знак» Пирса и Маркс о труде и богатстве: феномен товарного фетишизма и превращение денег в капитал.

Лекция 6

Семиотика и визуальный язык (химическая теория валентностей и «экзистенциальные графы»). Биографические импликации в теории знаков Пирса: страсть к самоинтерпретации, связь между идеей совершенного языка, визуальным восприятием, леворукостью и склонностью к нарушению конвенций (Гальтон и Ломброзо).

Семиотическое толкование понятий «интерпретант», «интерсубъективность» и «виртуальность»; логический и институциональный аспекты этих понятий.

Лекция 7

Пирс и Декарт: критика классического рационализма и «философии способностей» в ранних работах Пирса 1868-1878 гг. («Некоторые последствия четырех неспособностей», «Закрепление убеждения», «Как сделать наши идеи ясными»). Понимание значения языкового выражения в рамках теории знаков и семиотический смысл «максимы прагматизма».

Лекция 8

Критическая философия Канта как развернутая переинтерпретация «cogito ergo sum» Декарта. Переход от классического рационализма к семиотике (от «я мыслю» к «я выражаю»).

Семиотика Пирса – американское неокантианство: «Критика чистого разума» Канта и «Новый список категорий» Пирса. Кантовский «парадокс внутреннего чувства» – новое рождение семиотики.

Лекция 9

Учение о знаках и средневековая философия.

Пирс и Августин: семиотическая интерпретация и тотальный текст («Исповедь» Августина, гл. Х). Парадокс самоописания и знание о своем «личном Я».

Проблема номинализма и реализма в схоластике: почему семиотик – по определению «реалист»? Aliquid stat pro aliquo: функция замещения в теории знаков. Онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского: язык описательный и язык творящий.

Лекция 10

Пирс и Сократ: «повивальное искусство» сократовского диалога (maieutike) и понятие «практических следствий» (conceivable effects) в максиме прагматизма у Пирса. Стратегия понимания и стратегия интерпретации.

Аристотелевская теория абстракции в семиотике: материя и форма знака. «Вещь» и «отношение» – две природы знака.

Идеи стоической теории знаков в семиотике Пирса; материальное означающее, означаемое и «внешний объект». От семиотики к космологии: универсальные категории (первичность, двоичность и троичность).

Лекция 11.

интеллект естественный: триадическая логика, тест Тьюринга, «китайская комната» Джона Серля и теорема о «бесконечных обезьянах». «Естественность» интеллекта как способность к ошибке. Разговор человека и компьютера: абсолютная поверхность интерпретации («История с истиной» Умберто Эко).

Занятие 12. Коллоквиум

Дискуссия по темам курса.

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ЗАЧЕТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Литература к курсу:

  1. Аврелий Августин. Исповедь. М. 1991 (кн. X-XI).
  2. Аристотель. Метафизика.// Аристотель. Сочинения. М. 2002 (гл. 1-2).
  3. Барт Р. Миф сегодня.// Барт Р. Избранные работы. М. 1994.
  4. Бодрийяр Ж. Система вещей. М. 1995 (Введение).
  5. Декарт Р. Сочинения в 2-х тт. М. 1994. Т. 2. (Размышления о первой философии, 1-2)
  6. Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы. // Аналитическая философия. Избранные тексты. М. 1993
  7. Кант И. Критика чистого разума. М. 1994 («Трансцендентальная аналитика», кн. 1-2).
  8. Лем С. Тайна китайской комнаты.// Молох. М. 2005.
  9. Маркс К. Превращение денег в капитал. Товарный фетишизм и его тайна («Капитал», т. 2, гл. 4-5)
  10. Остин Д. Перформативные высказывания.// Остин Д. Три способа пролить чернила. СПб. 2006.
  11. Пирс Ч. Принципы философии. СПб. 2001 («О новом списке категорий»).
  12. Пирс Ч. Начала прагматизма. СПб. 2000.
  13. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. М. 1990. Т. 2 («Пир», «Теэтет»).
  14. Серль Д. «Некоторые особые черты практического разума: сильный альтруизм как логическое требование». // Серль Д. Рациональность в действии. М. 2007.
  15. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Екатеринбург. 1999.
  16. Тест Тьюринга: беседа в кафетерии.// Хофштадтер Д., Денет Д. Глаз разума. М. 2001.
  17. Фрагменты ранних стоиков. М. 1998. Т. 1-2.
  18. Фрейд З. Мы и смерть (Интернет-ресурс).
  19. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.
  20. Эко У. История с истиной.// Пирс Ч. Принципы философии. СПб. 2001.