СПбГУ ИЗУЧИЛ ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ СОТРУДНИКАМ — ВЫПУСКНИКАМ УНИВЕРСИТЕТА — Инновационная образовательная среда в классическом университете

Биолого-почвенный факультет СПбГУ опросил более 300 представителей государственных и частных организаций

Биолого-почвенный факультет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и НКО «Оптимальный Мир» провели исследование требований работодателей, которые они предъявляют к своим потенциальным сотрудникам — выпускникам университета.

Исследование работодателей проведено в рамках открытия в СПбГУ новой  магистерской программы «Биоразнообразие и охрана природы». Это позволит впервые в университетской практике максимально приблизить учебный план к требованиям рынка труда.

Сегодня  профессорско-преподавательский состав биолого-почвенного факультета СПбГУ приступил к разработке учебных планов с учетом полученных результатов. Обучение будущих экологов стартует в СПбГУ осенью 2008 года.

Данная инициатива реализуется в СПбГУ в рамках проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете», который является важной составляющей приоритетного национального проекта «Образование».

В ходе исследования в июле-октябре 2007 года было опрошено более 300 представителей органов власти и государственных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций, работающих в сфере экологии, охраны окружающей среды и эффективного природопользования.

Исследование потенциальных работодателей выявило различные уровни востребованности знаний, умений и навыков в каждом из затронутых секторов рынка труда. Например, знание иностранных языков наиболее востребовано в некоммерческих организациях (НКО) —  100%, в меньшей степени значение этому придают государственные органы — 67% и лишь меньше половины — 47% из опрошенных коммерческих организаций заинтересованы в этом.

Умение управлять коллективом не нужно будущим сотрудникам госструктур (33%) и коммерческим организациям (47%), в этом качестве заинтересованы лишь НКО (80%). Вместе с тем, некоммерческие организации не заинтересованы (20%) в умении сотрудников анализировать данные, составлять и согласовывать отчеты для контролирующих органов, в коммерческих и государственных организациях этот показатель соответственно составляет 87% и 50%. Кроме того, способность к научно-исследовательской деятельности и комплексному анализу не востребована в коммерческих (7%) и государственных организациях (17%), а в НКО этому показателю придают значение 60% опрошенных.

«Для того чтобы оценить, какими компетенциями должен обладать специалист-эколог, выпускник магистерской программы, необходимо в первую очередь представлять рынок труда, на котором этот выпускник может быть востребован, — говорит Андрей Бродский, профессор биолого-почвенного факультета СПбГУ. — В проведенном исследовании представлен достаточно широкий круг потенциальных работодателей из основных отраслевых секторов, которые изложили свой взгляд на вопрос. Таким образом, разработанная магистерская программа учтет интересы всех заинтересованных сторон образовательного процесса».

В исследовании приняли участие специалисты Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Правительства Ленинградской области, Управления РОСПРИРОДНАДЗОРА по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Департамента «Морзащита» и Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. Также анкетирование провели среди специалистов-экологов, работающих в ГУП «Водоканал», ОАО «ПК «Балтика», Группа «ЛСР», консалтинговом бюро в области международных экологических стандартов «Веритас Русь». Кроме того, были опрошены специалисты по экологии и благоустройству городских территорий из районных администраций и муниципальных образований Санкт-Петербурга.