СПБГУ ПОДВЕЛ ИТОГИ ПРОЕКТА «ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ» — Инновационная образовательная среда в классическом университете
За 2006-2007 год СПбГУ привлек на модернизацию системы образования вуза более 1,4 миллиарда рублей
В среду, 5 декабря, в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) начала работу итоговая конференция «Инновационное образование – основа устойчивого развития государства». В работе конференции принимают участие представители федеральных и региональных органов власти, более 60 российских вузов, общественных организаций и бизнес-структур.
Основная задача конференции — подведение предварительных итогов реализации программы поддержки вузов, внедряющих инновационные образовательные программы Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах и определение дальнейших направлений развития российской системы образования. Проект СПбГУ «Инновационная образовательная система в классическом университете» является составной частью данной программы.
«В течение двух лет упорной работы в старейшем классическом вузе страны была подвергнута реформированию существующая система образования, — заявила Людмила Вербицкая, ректор СПбГУ. — Разработка и внедрение в университете 29 новых и усовершенствование действующих образовательных программ, закупка и освоение передового оборудования мирового уровня, вовлечение студентов в организацию научных исследований и развитие инноваций по запросам инвесторов — все эти системные изменения внутри СПбГУ заложили фундамент для дальнейшего развития университета на десятилетия вперед».
В рамках инновационного проекта СПбГУ привлек более 1,4 миллиарда рублей на решение комплекса задач развития инновационного образования. Для реализации проекта использовались федеральные бюджетные средства, собственные средства университета и ресурсы, привлеченные на принципах софинансирования.
«В 2006-2007 годах на реализацию инновационного проекта СПбГУ из федерального бюджета было выделено 970 миллионов рублей, которые вуз получил в виде ежегодных денежных траншей по 485 миллионов рублей каждый, — отметил Илья Дементьев, проректор СПбГУ по учебной работе. — Также университету удалось дополнительно привлечь более 200 миллионов рублей внебюджетных средств на принципах софинансирования: из них 70 процентов составили гранты российских, зарубежных и международных фондов и программ развития образования и науки, а 30 процентов — средства российских и международных корпораций, сотрудничающих с университетом в рамках совместных образовательных программ по подготовке кадров.Кроме того, СПбГУ вложил в разработку и внедрение инновационной программы собственные средства в размере около 300 миллионов рублей».
В перспективе СПбГУ может стать российским центром по подготовке магистров по целому ряду направлений, привлекая в магистратуру лучших бакалавров и специалистов из других российских и зарубежных вузов в рамках Болонского процесса.
Внедрение инновационных методик обучения существенно повышает уровень подготовки специалистов. «После выпуска из университета, специалисту, как правило, требуется значительное время для дообучения практическим профессиональным навыкам на рабочем месте, что увеличивает затраты работодателя на подготовку персонала. Реализуемые в СПбГУ инновационные подходы позволяют существенно сократить эти затраты, уменьшают «потенциальный барьер» между обучением и профессиональной деятельностью», — пояснил Илья Дементьев.
Внедрение образовательных инноваций в СПбГУ подкреплялось модернизацией материально-технической базы в рамках каждого из 29 пилотных проектов. В результате СПбГУ закупил новое оборудование более чем на 700 миллионов рублей. В настоящее время данные комплексы и технологии успешно функционируют на факультетах университета и используются как студентами в рамках образовательного процесса, так и совместно с преподавателями для выполнения научно-практической работы.
Закупленное оборудование стало основой для открытия профильных лабораторий и ресурсных центров в рамках пилотных проектов. В частности, были открыты межфакультетский «Ресурсный центр микроскопии и микроанализа» (пилотный проект «Многопрофильный бакалавриат»), учебно-научная лаборатория при Медицинском центре СПбГУ, учебно-научная лаборатория по нанотехнологиям, учебная лаборатория по дистанционному обучению ядерной физике, учебно-научный лабораторный комплекс для анализа и обработки речевого сигнала (проект «Фонетика и речевая коммуникация»). На базе биолого-почвенного факультета СПбГУсоздан «Ресурсный центр «Биоразнообразие». В рамках проекта «Прикладная математика и информатика» созданы лаборатория компьютерного моделирования вычислительных сетей и лаборатория моделирования медико-биологических систем.
Еще одно важное направление Инновационного проекта – развитие инновационно-предпринимательской молодежной среды в СПбГУ, в рамках которой, создан и действует Студенческий бизнес-инкубатор, где молодежь может сделать первые шаги в бизнесе. В результате молодые ученые научатся коммерциализировать собственные научные идеи и разработки для более эффективного их продвижения среди потенциальных инвесторов