Справка по ситуации с преподаванием русского языка в общеобразовательной школе республики Молдова
Млечко Т.П., доктор педагогики, президент Славянского университета РМ, член Президиума МАПРЯЛ |
Сайко О.А., учитель высшей категории, лицей А.Русо, г Кишинев |
Общее среднее образование в Республике Молдова дети получают в государственных и негосударственных учебных заведениях – школах, гимназиях и лицеях. На сегодняшний день функционируют две подсистемы среднего образования – общеобразовательная школа и лицей, а также установлены 3 уровня общего среднего образования – начальный, гимназический и лицейский.
По самым полным последним данным официального издания Статистического ежегодника Молдовы, на момент 2007 года в республике функционирует 1569 (1546 + 23) таких учреждений и в них обучается 497 820 (493,5 + 4320) человек. В том числе в классах:
- 1-4 – 162868 учащихся,
- 5-9 – 254208 учащихся,
- 10=11(12) – 74406 учащихся.
По языку обучения учащиеся в школах, гимназиях и лицеях распределяются следующим образом:
- на молдавском языке обучаются 390,9 +1,1 (вечерняя школа), всего – 392 тысячи учащихся, – они изучают русский язык как обязательный второй с 5 по 9 классы;
- на русском языке – 99,8 + 0,9 (вечерняя школа), всего – 100,7 тыс. учащихся, – они изучают русский язык как родной с 1 по 9 классы, а в старших или лицейских классах (10-11, 10-12) – русскую литературу, за исключением лицейских классов гуманитарного профиля, где предусмотрено с 10 по 12 классы по 1 часу русского языка в неделю;
- на других языках – 0,8 тыс. человек.
Для сравнения: в 2000 году было 1587 (1565 +22) школ, 648 655 (645,2 + 3455) учащихся, их них на молдавском языке обучались 500,1 (499,2 + 0,9) детей, на русском – 144,2 (143,0 + 1,2) учащихся. Очевидно общее снижение всех показателей.
Если же рассматривать перспективы и тенденции, то в этом плане показательна численность детей в дошкольных учреждениях:
- в 1999 году их было 101,0, в том числе с молдавским языком воспитания 77,1 тыс. человек, с русским языком воспитания – 23,3 тыс. человек;
- в 2006 году уже 116,2 тыс. детей, из которых 90,8 воспитываются на молдавском языке, а 25,2 тыс. детей – на русском языке.
Здесь налицо положительная динамика показателей.
Соотношение языков при выборе языка обучения в школе может несколько измениться.
Иногда это связано с соображениями будущей профессиональной социализации. Языковые пропорции здесь явно демонстрируют доминанту молдавского языка, о чем можно судить по следующим цифрам. Итак, в учреждениях среднего профессионального образования 19,8 тыс. учащихся обучаются на молдавском языке и только 3,9 тыс. на русском. В колледжах 25,3 тыс. человек обучаются на молдавском языке, 4,4 – на русском. Данных по языку обучения в вузах цитируемый Ежегодник не предоставляет.
На начало 2007/08 учебного года начальное и общее среднее образование осуществлялось в 1534 учреждениях, в которых обучались 461,0 тыс. учащихся. По оперативным данным Министерства образования и молодежи РМ, по состоянию на 2007-2008 уч.год в республике действуют 369 школ с русским языком обучения (159,932 учащихся), из них в столице республики Кишиневе – 41 школа, а также 12 русско-молдавских; во втором по величине городе республики Бельцах (одна из зон с традиционным преобладанием русскоязычного населения) – 21 русская школа и 3 русско-молдавские; в Гагаузском автомно-территориальном образовании, где русский язык доминирует и объявлен одним из официальных – 44 русские школы; в Тараклии, зоне компактного проживания этнических болгар -16 школ с русским языком преподавания.
Лицейское образование в РМ структурируется по профилям: гуманитарный профиль, реальный профиль, спортивный профиль и профиль искусства.
Различие в программах изучения курса русского языка на базовом и профильном уровнях состоит в том, что в лицейских классах гуманитарного профиля предусмотрен отдельно русский язык как предмет 1 час в неделю, в классах иного профиля – только литература (4 часа в неделю).
Общий подход к использованию учебников изложен в работе Основах национального куррикулума (2007 г.), которая представляет собой нормативный документ основ национального куррикулума, разработанный под эгидой Национального Совета по куррикулуму.
Базовый куррикулум – это нормативный документ на уровне образовательных политик. Его цель заключается в разработке такого набора знаний, умений и ценностных отношений, к структурированию которых должна стремиться школа посредством комплекса своих образовательных мер/действий».(стр.11).
Новый базовый учебный план ( для начальной школы, гимназии и лицея) – компонент куррикулума.
Предметный куррикулум – компонент национального куррикулума.
Учебники и дидактические пособия (стр 12-13;
Объем часов учебного плана по русскому языку:
- 5 класс – 4 часа в неделю, 144 в год;
- 6 класс – 4 часа в неделю, 144 в год;
- 7 класс – 3 часа в неделю, 108 в год;
- 8 класс – 3 часа в неделю, 108 в год;
- 9 класс – 2 часа в неделю, 72 в год;
- 10-12 классы гуманитарного профиля – 1 час в неделю, 36 часов в год.
Формы итогового контроля по курсу.
В 5-8 кл. формы контроля выбирает учитель. Как правило, это диктан и/или тест, включающий проверку знаний орфографии, пунктуации, теории языка и творческое задание , связанное с трансформацией либо продолжением предложенного текста.
9 класс – письменный экзамен в форме теста. Тест состоит из 15 заданий, которые условно разделены на 2 части. Первая часть состоит из 7-8 заданий, ориентированных на проверку знаний основных структурных единиц различных уровней языковой системы и их функциональных особенностей, знаний базовых норм устной и письменной форм современного русского литературного языка.
Часть вторая включает более сложные задания на проверку умений проводить логико-смысловой, композиционный, лингвистический, речеведческий анализ текста. Заключительное задание нацелено на проверку умений создавать собственное монологическое высказывание на заданную тему и степени развитости у учащихся творческих способностей. На выполнение экзаменационной работы отводится 120 минут. Проверка работ осуществляется в едином районном проверочном центре экзаменационной комиссией. Работы учащихся проверяются в закодированном виде. Эта форма экзамена за гимназический курс является оригинальной и используется в Республике Молдова уже более 10 лет.
Использование российских учебников.
Российские учебники используются в учебных заведения доуниверситетского звена РМ. Они поступают в республику как дар России по разным каналам поддержки соотечественников или по линии межгосударственного сотрудничества в области образования и бесплатно распространяются по школам. Однако ни один из российских учебников не используется в качестве основного, что связано с установленным требованием использовать в качестве основных учебников для национальной школы только учебники, созданные в Молдове и соответствующие программным требованиям куррикулума по предмету. Таким образом, различные российские учебники используются только в качестве дополнительных по выбору и усмотрению учителя или учебного заведения.
В числе наиболее используемых учебных пособий можно назвать следующие:
- для 5-9 классов
- УМК под ред. В.В.Бабайцевой
- Учебник русского языка под ред. Т.Л.Ладыженской
- Учебник русского языка под ред. М.Л.Разумовской
- для 10-12 классов гуманитарного профиля:
- Власенков А., Рыбченкова Л. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.
- Розенталь Д.Э. Русский язык. 10-11 классы.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы
Анализ этих учебников и практика работы с ними в течение ряда лет позволяют дать этим учебникам следующие краткие характеристики.
УМК под ред. В.В.Бабайцевой
Достоинства.
- Большой практический материал, направленный на усвоение изучаемых тем.
- Повсеместный принцип повторения пройденного.
- Интересные развивающие задания.
Минусы.
- Наличие трех отдельных книг «Теория». «Практика», «Развитие речи». – Неудобство использования сразу трех тяжелых книг для параллельной работы с ними, как того требует поурочная потребность.
- Несоответствие Программе РМ.
Учебник русского языка под ред. Т.Л.Ладыженской
Достоинства
- Простота и доступность изложения материала
Минусы
- Несоответствие программе РМ.
- Недостаточно интересно и современно представлена работа по развитию речи.
- Упрощенность заданий.
Учебник русского языка под ред. М.Л.Разумовской
Достоинства
- Хорошо разработанная система уроков развития речи.
- Коммуникативная направленность учебника в целом.
- Прекрасно представлена работа с текстом, его типами, над строением текста.
- Интересна подача словарной работы.
Минусы
- Практически полное несоответствие Программе РМ.
- Недостаточное количество упражнений, направленных на овладение орфографической грамотностью (особенно в 5-7 кл.).
- Малочисленность письменных заданий.
- Усложненность подачи теоретического материала: «академичность» в подаче теории языка не всегда понятна и интересна детям 11-12 лет.
Розенталь Д.Э. Русский язык. 10-11 классы.
Достоинства
Система работы по повышению орфографической и пунктуационной грамотности. Незаменим при повторении курса орфографии и пунктуации, при работе по овладению нормами правописания.
Минусы
- Полное отсутствие коммуникативной направленности.
- Соответствие Программе только 10 класса (гуманитарный профиль).
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы
Достоинства
- Полно представлен теоретический материал не только по орфографии и пунктуации, но и по морфологии, различным формам разбора (что полезно, хотя и не обязательно при повторении), фразеологии, фонетике, морфемике, морфологии.
- Большое количество практических заданий и упражнений.
Минусы
- Языковые единицы рассматриваются в рамках системы, а не функции (употребления).
- Коммуникативность соблюдается только в отдельных заданиях к упражнениям, а не как подача учебного материала вообще.
- Практически не предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок.
- Избыточность материала, связанного с различными формами разбора.
- Соответствует только программе 10 класса, для 11-12 не годится.
Власенков А., Рыбченкова Л. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.
Достоинства
- В большей своей части соответствует программе РМ для 10-12 классов.
- Предполагает работу не только над орфографической и пунктуационной грамотностью, но и над типами, строением текстов, стилями речи.
- Интересны литературно-художественные и литературные тексты, представленные в учебнике, особенно в разделах «Текст» и «Стили речи».
- Именно в разделе «Типы речи» дана попытка интегрировать курс русского языка и литературы.
- Практическая направленность большинства заданий в разделе «Стили речи».
- Единственный учебник РФ, рекомендованный Министерством образования и молодежи РМ в качестве учебного пособия для 10-12 классов.
Минусы
- Не располагает достаточным материалом для работы по синтаксису простого и сложного предложений.
- Упрощены задания по орфографии. Их мало, они скучны и однообразны.
- Нет работы по предупреждению стилистических и речевых ошибок.
- Разделы «Грамотность», «Текст», «Стили речи» не просто разделены в учебнике, а изолированы друг от друга, абсолютно не связаны.
- Полное отсутствие «местного» материала. Так, официально-деловой стиль представлен примерами из Конституции РФ, российскими историческими документами и др.
Относительно всех российских учебников следует с сожалением отметить следующее:
В них отсутствует система работы по предупреждению ошибок, связанных с двуязычием (акцентология, пдежно-предложное управление),
Не учитывается особая социальная роль русского языка в РМ,
Недоступность учебников из-за их отсутствия в свободной продаже либо их высокой стоимости (в среднем 10 ЕВРО). Арендная стоимость местных учебников для школьников 1 ЕВРО.
Учебники по русскому языку, созданные в РМ.
Задача создания новых учебников для национальной школы независимой Республики Молдова была поставлена в 90-е годы, в самом начале преобразования молдавской системы образования. Работа финансировалась Европейским банком реконструкции и развития и проходила на конкурсной основе. Учебники для разных классов создавались разными коллективами авторов. Оба эти обстоятельства – первый опыт работы над созданием учебников по новым программам и отсутствие преемственности – негативно сказались на результате. Нареканий в адрес учебников немало, но они корректируются, совершенствуются и переиздаются. Считаем целесообразным представить плюсы и минусы только одного из этих учебников первого поколения, так они представляют картину в общем и целом.
Горленко Ф.М., Дубровина Т.Ю., Сузанская Т.Н., Чернева Е.Д. Русский язык и литература . 5 класс. Учебник для школ с русским языком преподавания.
Достоинства
- Соответствуют куррикулуму РМ.
- Под одной обложеой два учебника – языка и литературы.
- Выверенность уровня целеполаганий: мнемоническое восприятие, простые мыслительные операции, логические мыслительные операции, творческое мышление.
Минусы
- Превалирует орфографический свод правил, а не живой язык в функциональных проявлениях.
- Слабая коммуникативная направленность.
- Учебник не создает необходимой мотивации, при которой грамотным письмом и речью становится актуальным.
- Излишняя наукообразность, тяжеловесность представления теоретического материала. Простое излагается сложно.
- Перегруженность теоретическим материалом.
- В учебнике практически отсутствует диалог с ребенком или же делается попытка разговора, но на непонятном ребенку языке.
- Излишнее дидактическое менторство как в самих текстах, так и в подаче учебного материала.
- Трафаретность, однообразие не только самих упражнений, но и в подаче тем.
- Бедность и тиражирование («заштампованность») примеров, иллюстраций учебного языкового материала.
- Ошибки в упражнениях.
- Бедность иллюстраций.
- Отсутствие схем, таблиц, наглядных дидактических опор.
- Творческие работы не соответствуют интересам детей.
- Поэтические иллюстрации и задания к ним не соответствуют возрасту детей.
- Нет примеров из современной детской литературы, материалов, интересных детям.
Анализ местных учебников, практика работы с ними, профессиональный обмен мнениями между педагогами-практиками однозначно свидетельствует о необходимости особого внимания к обеспечению школ РМ современными учебниками, концептуально новыми и исполненными в соответствии с новыми технологическими наработками в педагогике.