Справка по ситуации с преподаванием русского языка в общеобразовательной школе республики Молдова

Млечко Т.П., доктор педагогики, президент Славянского университета РМ, член Президиума МАПРЯЛ
Сайко О.А., учитель высшей категории, лицей А.Русо, г Кишинев

Общее среднее образование в Республике Молдова дети получают в государственных и негосударственных учебных заведениях – школах, гимназиях и лицеях. На сегодняшний день функционируют две подсистемы среднего образования – общеобразовательная школа и лицей, а также установлены 3 уровня общего среднего образования – начальный, гимназический и лицейский.

По самым полным последним данным официального издания Статистического ежегодника Молдовы, на момент 2007 года в республике функционирует 1569 (1546 + 23) таких учреждений и в них обучается 497 820 (493,5 + 4320) человек. В том числе в классах:

  • 1-4 – 162868 учащихся,
  • 5-9 – 254208 учащихся,
  • 10=11(12) – 74406 учащихся.

По языку обучения учащиеся в школах, гимназиях и лицеях распределяются следующим образом:

  • на молдавском языке обучаются 390,9 +1,1 (вечерняя школа), всего – 392 тысячи учащихся, – они изучают русский язык как обязательный второй с 5 по 9 классы;
  • на русском языке – 99,8 + 0,9 (вечерняя школа), всего – 100,7 тыс. учащихся, – они изучают русский язык как родной с 1 по 9 классы, а в старших или лицейских классах (10-11, 10-12) – русскую литературу, за исключением лицейских классов гуманитарного профиля, где предусмотрено с 10 по 12 классы по 1 часу русского языка в неделю;
  • на других языках – 0,8 тыс. человек.

Для сравнения: в 2000 году было 1587 (1565 +22) школ, 648 655 (645,2 + 3455) учащихся, их них на молдавском языке обучались 500,1 (499,2 + 0,9) детей, на русском – 144,2 (143,0 + 1,2) учащихся. Очевидно общее снижение всех показателей.

Если же рассматривать перспективы и тенденции, то в этом плане показательна численность детей в дошкольных учреждениях:

  • в 1999 году их было 101,0, в том числе с молдавским языком воспитания 77,1 тыс. человек, с русским языком воспитания – 23,3 тыс. человек;
  • в 2006 году уже 116,2 тыс. детей, из которых 90,8 воспитываются на молдавском языке, а 25,2 тыс. детей – на русском языке.

Здесь налицо положительная динамика показателей.

Соотношение языков при выборе языка обучения в школе может несколько измениться.

Иногда это связано с соображениями будущей профессиональной социализации. Языковые пропорции здесь явно демонстрируют доминанту молдавского языка, о чем можно судить по следующим цифрам. Итак, в учреждениях среднего профессионального образования 19,8 тыс. учащихся обучаются на молдавском языке и только 3,9 тыс. на русском. В колледжах 25,3 тыс. человек обучаются на молдавском языке, 4,4 – на русском. Данных по языку обучения в вузах цитируемый Ежегодник не предоставляет.

На начало 2007/08 учебного года начальное и общее среднее образование осуществлялось в 1534 учреждениях, в которых обучались 461,0 тыс. учащихся. По оперативным данным Министерства образования и молодежи РМ, по состоянию на 2007-2008 уч.год в республике действуют 369 школ с русским языком обучения (159,932 учащихся), из них в столице республики Кишиневе – 41 школа, а также 12 русско-молдавских; во втором по величине городе республики Бельцах (одна из зон с традиционным преобладанием русскоязычного населения) – 21 русская школа и 3 русско-молдавские; в Гагаузском автомно-территориальном образовании, где русский язык доминирует и объявлен одним из официальных – 44 русские школы; в Тараклии, зоне компактного проживания этнических болгар -16 школ с русским языком преподавания.

Лицейское образование в РМ структурируется по профилям: гуманитарный профиль, реальный профиль, спортивный профиль и профиль искусства.

Различие в программах изучения курса русского языка на базовом и профильном уровнях состоит в том, что в лицейских классах гуманитарного профиля предусмотрен отдельно русский язык как предмет 1 час в неделю, в классах иного профиля – только литература (4 часа в неделю).

Общий подход к использованию учебников изложен в работе Основах национального куррикулума (2007 г.), которая представляет собой нормативный документ основ национального куррикулума, разработанный под эгидой Национального Совета по куррикулуму.

Базовый куррикулум – это нормативный документ на уровне образовательных политик. Его цель заключается в разработке такого набора знаний, умений и ценностных отношений, к структурированию которых должна стремиться школа посредством комплекса своих образовательных мер/действий».(стр.11).

Новый базовый учебный план ( для начальной школы, гимназии и лицея) – компонент куррикулума.

Предметный куррикулум – компонент национального куррикулума.

Учебники и дидактические пособия (стр 12-13;

Объем часов учебного плана по русскому языку:

  • 5 класс – 4 часа в неделю, 144 в год;
  • 6 класс – 4 часа в неделю, 144 в год;
  • 7 класс – 3 часа в неделю, 108 в год;
  • 8 класс – 3 часа в неделю, 108 в год;
  • 9 класс – 2 часа в неделю, 72 в год;
  • 10-12 классы гуманитарного профиля – 1 час в неделю, 36 часов в год.

Формы итогового контроля по курсу.

В 5-8 кл. формы контроля выбирает учитель. Как правило, это диктан и/или тест, включающий проверку знаний орфографии, пунктуации, теории языка и творческое задание , связанное с трансформацией либо продолжением предложенного текста.

9 класс – письменный экзамен в форме теста. Тест состоит из 15 заданий, которые условно разделены на 2 части. Первая часть состоит из 7-8 заданий, ориентированных на проверку знаний основных структурных единиц различных уровней языковой системы и их функциональных особенностей, знаний базовых норм устной и письменной форм современного русского литературного языка.

Часть вторая включает более сложные задания на проверку умений проводить логико-смысловой, композиционный, лингвистический, речеведческий анализ текста. Заключительное задание нацелено на проверку умений создавать собственное монологическое высказывание на заданную тему и степени развитости у учащихся творческих способностей. На выполнение экзаменационной работы отводится 120 минут. Проверка работ осуществляется в едином районном проверочном центре экзаменационной комиссией. Работы учащихся проверяются в закодированном виде. Эта форма экзамена за гимназический курс является оригинальной и используется в Республике Молдова уже более 10 лет.

Использование российских учебников.

Российские учебники используются в учебных заведения доуниверситетского звена РМ. Они поступают в республику как дар России по разным каналам поддержки соотечественников или по линии межгосударственного сотрудничества в области образования и бесплатно распространяются по школам. Однако ни один из российских учебников не используется в качестве основного, что связано с установленным требованием использовать в качестве основных учебников для национальной школы только учебники, созданные в Молдове и соответствующие программным требованиям куррикулума по предмету. Таким образом, различные российские учебники используются только в качестве дополнительных по выбору и усмотрению учителя или учебного заведения.

В числе наиболее используемых учебных пособий можно назвать следующие:

  • для 5-9 классов
    • УМК под ред. В.В.Бабайцевой
    • Учебник русского языка под ред. Т.Л.Ладыженской
    • Учебник русского языка под ред. М.Л.Разумовской
  • для 10-12 классов гуманитарного профиля:
    • Власенков А., Рыбченкова Л. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.
    • Розенталь Д.Э. Русский язык. 10-11 классы.
    • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы

Анализ этих учебников и практика работы с ними в течение ряда лет позволяют дать этим учебникам следующие краткие характеристики.

УМК под ред. В.В.Бабайцевой

Достоинства.

  1. Большой практический материал, направленный на усвоение изучаемых тем.
  2. Повсеместный принцип повторения пройденного.
  3. Интересные развивающие задания.

Минусы.

  1. Наличие трех отдельных книг «Теория». «Практика», «Развитие речи». – Неудобство использования сразу трех тяжелых книг для параллельной работы с ними, как того требует поурочная потребность.
  2. Несоответствие Программе РМ.

Учебник русского языка под ред. Т.Л.Ладыженской

Достоинства

  1. Простота и доступность изложения материала

Минусы

  1. Несоответствие программе РМ.
  2. Недостаточно интересно и современно представлена работа по развитию речи.
  3. Упрощенность заданий.

Учебник русского языка под ред. М.Л.Разумовской

Достоинства

  1. Хорошо разработанная система уроков развития речи.
  2. Коммуникативная направленность учебника в целом.
  3. Прекрасно представлена работа с текстом, его типами, над строением текста.
  4. Интересна подача словарной работы.

Минусы

  1. Практически полное несоответствие Программе РМ.
  2. Недостаточное количество упражнений, направленных на овладение орфографической грамотностью (особенно в 5-7 кл.).
  3. Малочисленность письменных заданий.
  4. Усложненность подачи теоретического материала: «академичность» в подаче теории языка не всегда понятна и интересна детям 11-12 лет.

Розенталь Д.Э. Русский язык. 10-11 классы.

Достоинства

Система работы по повышению орфографической и пунктуационной грамотности. Незаменим при повторении курса орфографии и пунктуации, при работе по овладению нормами правописания.

Минусы

  1. Полное отсутствие коммуникативной направленности.
  2. Соответствие Программе только 10 класса (гуманитарный профиль).

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы

Достоинства

  1. Полно представлен теоретический материал не только по орфографии и пунктуации, но и по морфологии, различным формам разбора (что полезно, хотя и не обязательно при повторении), фразеологии, фонетике, морфемике, морфологии.
  2. Большое количество практических заданий и упражнений.

Минусы

  1. Языковые единицы рассматриваются в рамках системы, а не функции (употребления).
  2. Коммуникативность соблюдается только в отдельных заданиях к упражнениям, а не как подача учебного материала вообще.
  3. Практически не предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок.
  4. Избыточность материала, связанного с различными формами разбора.
  5. Соответствует только программе 10 класса, для 11-12 не годится.

Власенков А., Рыбченкова Л. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.

Достоинства

  1. В большей своей части соответствует программе РМ для 10-12 классов.
  2. Предполагает работу не только над орфографической и пунктуационной грамотностью, но и над типами, строением текстов, стилями речи.
  3. Интересны литературно-художественные и литературные тексты, представленные в учебнике, особенно в разделах «Текст» и «Стили речи».
  4. Именно в разделе «Типы речи» дана попытка интегрировать курс русского языка и литературы.
  5. Практическая направленность большинства заданий в разделе «Стили речи».
  6. Единственный учебник РФ, рекомендованный Министерством образования и молодежи РМ в качестве учебного пособия для 10-12 классов.

Минусы

  1. Не располагает достаточным материалом для работы по синтаксису простого и сложного предложений.
  2. Упрощены задания по орфографии. Их мало, они скучны и однообразны.
  3. Нет работы по предупреждению стилистических и речевых ошибок.
  4. Разделы «Грамотность», «Текст», «Стили речи» не просто разделены в учебнике, а изолированы друг от друга, абсолютно не связаны.
  5. Полное отсутствие «местного» материала. Так, официально-деловой стиль представлен примерами из Конституции РФ, российскими историческими документами и др.

Относительно всех российских учебников следует с сожалением отметить следующее:

В них отсутствует система работы по предупреждению ошибок, связанных с двуязычием (акцентология, пдежно-предложное управление),

Не учитывается особая социальная роль русского языка в РМ,

Недоступность учебников из-за их отсутствия в свободной продаже либо их высокой стоимости (в среднем 10 ЕВРО). Арендная стоимость местных учебников для школьников 1 ЕВРО.

Учебники по русскому языку, созданные в РМ.

Задача создания новых учебников для национальной школы независимой Республики Молдова была поставлена в 90-е годы, в самом начале преобразования молдавской системы образования. Работа финансировалась Европейским банком реконструкции и развития и проходила на конкурсной основе. Учебники для разных классов создавались разными коллективами авторов. Оба эти обстоятельства – первый опыт работы над созданием учебников по новым программам и отсутствие преемственности – негативно сказались на результате. Нареканий в адрес учебников немало, но они корректируются, совершенствуются и переиздаются. Считаем целесообразным представить плюсы и минусы только одного из этих учебников первого поколения, так они представляют картину в общем и целом.

Горленко Ф.М., Дубровина Т.Ю., Сузанская Т.Н., Чернева Е.Д. Русский язык и литература . 5 класс. Учебник для школ с русским языком преподавания.

Достоинства

  1. Соответствуют куррикулуму РМ.
  2. Под одной обложеой два учебника – языка и литературы.
  3. Выверенность уровня целеполаганий: мнемоническое восприятие, простые мыслительные операции, логические мыслительные операции, творческое мышление.

Минусы

  1. Превалирует орфографический свод правил, а не живой язык в функциональных проявлениях.
  2. Слабая коммуникативная направленность.
  3. Учебник не создает необходимой мотивации, при которой грамотным письмом и речью становится актуальным.
  4. Излишняя наукообразность, тяжеловесность представления теоретического материала. Простое излагается сложно.
  5. Перегруженность теоретическим материалом.
  6. В учебнике практически отсутствует диалог с ребенком или же делается попытка разговора, но на непонятном ребенку языке.
  7. Излишнее дидактическое менторство как в самих текстах, так и в подаче учебного материала.
  8. Трафаретность, однообразие не только самих упражнений, но и в подаче тем.
  9. Бедность и тиражирование («заштампованность») примеров, иллюстраций учебного языкового материала.
  10. Ошибки в упражнениях.
  11. Бедность иллюстраций.
  12. Отсутствие схем, таблиц, наглядных дидактических опор.
  13. Творческие работы не соответствуют интересам детей.
  14. Поэтические иллюстрации и задания к ним не соответствуют возрасту детей.
  15. Нет примеров из современной детской литературы, материалов, интересных детям.

Анализ местных учебников, практика работы с ними, профессиональный обмен мнениями между педагогами-практиками однозначно свидетельствует о необходимости особого внимания к обеспечению школ РМ современными учебниками, концептуально новыми и исполненными в соответствии с новыми технологическими наработками в педагогике.