Тофаларский – Лаборатория полевых исследований

Как и большинство малых языков России тофаларский язык постепенно уступает перед доминирующим русским языком. В 1989 году только 42% тофаларов назвали тофаларский своим «родным языком», большинство носителей тофаларского языка двуязычны, и только 14 человек оказались монолингвами. За прошедшие с тех пор почти двадцать лет ситуация только ухудшилась.

Все говорящие по-тофаларски – люди среднего или старшего поколения, следовательно, прервана естественная передача языка младшим поколениям.

Одной из причин происходящей постепенной утраты языка является малое количество говорящих, а также отсутствие у тофаларского языка официального статуса. офаларский язык никогда не использовался в других сферах, кроме сферы бытового общения и традиционного хозяйства. Традиционно тофалары – полукочевые охотники и оленеводы. Они перешли к оседлому образу жизни в 1930-ые годы в ходе «социалистического строительства», которое обернулось резкой ломкой устоев, что привело к многим негативным последствиям. Официально тофалары являются православными, однако многие из них до сих являются приверженцами традиционного шаманизма.

В последние годы во многом благодаря усилиям В.И. Рассадина были предприняты попытки возродить тофаларский язык. Его стали преподавать в средней школе пос. Алиджер. Этот шаг существенно повысил престиж языка и в какой-то степени улучшил ситуацию. Многие «пассивно знающие» тофаларский язык стали использовать его. В этом случае, однако, остается опасность того, что будет происходить «языковая аттриция», т.е. резкое изменения подчиненного языка под влиянием доминирующего. Это тем более вероятно, что основным языком общения для многих носителей тофаларского языка по-прежнему остается русский язык.

Важнейшие работы и материалы по тофаларскому языку:

  • Castrén M. A. Versuch einer koibalischen und karagassischen Sprachlehre nebst Wörterverzeichnissen aus den tatarischen Mundarten des Minussinischen Kreises. St. Petersburg, 1857.
  • Menges K. H. Das Sojonische und Karagassische. // Philologicae Turcicae Fundamenta, T.I. Wiesbaden, 1959.
  • Катанов Н.Ф. Опыт исследования урянхайского языка с указанием главных родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. Казань, 1903.
  • Радлов В.В. Образцы литературы тюркских племен. Ч IX. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. Тексты, собранные и переведенные Н. Катановым. СПб., 1907.
  • Дыренкова Н.П. Тофаларский язык // Тюркологические исследования. М.-Л., 1963.
  • Рассадин В.И. Лексика современного тофаларского языка. Канд. дисс.М., 1967.
  • Рассадин В.И. Фонетика и лексика тофаларского языка. Улан-Удэ, 1971.
  • Рассадин В.И. Морфология тофаларского языка в сравнительном освещении. М., 1978.
  • Рассадин В.И. Тофаларский язык и его место в системе тюркских языков. Докт. дисс., М., 1982.
  • Рассадин В.И. Тофаларско-русский и русско-тофаларский словарь. Иркутск, 1995.
  • Рассадин В.И. Легенды, сказки и песни седого Саяна. Сборник тофаларского фольклора. Иркутск, 1995.
  • Шерхунаев Р.А. Сказки и сказочники Тофаларии. Кызыл, 1975.