Удэгейцы в условиях современной России: социокультурный аспект – Лаборатория полевых исследований

УДЭГЕЙЦЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

В ходе реализации исследовательского проекта, мы провели обследование трех репрезентативных этносов. При этом центральным было исследование современного состояния удэгейцев, поскольку их изучение ведется мною с 1984 года.

Как и все население бывшего СССР, удэгейцы с начала 1990-х годов столкнулись с совершенно новыми социально-экономическими условиями. Для них, как и для других малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, ломка привычных стереотипов оказалась резкой и болезненной. Это объясняется следующими причинами:

В течение предыдущего периода (в 1960-1980-ые годы) по мере «освоения» территорий Приморского и Хабаровского краев удэгейцы все более отделялись от традиционных форм хозяйства. Переход к другим формам хозяйства (земледелию, оседлому скотоводству, работе на советских предприятиях) оказывался для многих сложным, а в условиях нехватки рабочих мест в поселках – невозможным. В результате удэгейцы, утратив традиционные занятия, не получили новых.

В качестве компенсации удэгейцам, как и другим коренным народам Севера, были предоставлены льготы – от прямых денежных выплат до косвенных льгот (преимущества при поступлении в ВУЗы и т.п.).

В результате удэгейцы оказались в полной зависимости от государства, причем не только в экономическом и социальном плане, но также в культурном и языковом. С начала 1990-х годов были отменены или сократились во много раз денежные выплаты, были отменены и другие льготы. Удэгейцы внезапно оказались предоставленными самим себе. В результате их экономическое положение резко изменилось, что не могло не повлечь за собой изменений в социальной структуре поселков. А это в свою очередь привело к изменениям в сфере культуры и языка, причем, как будет показано ниже, престижность «национального» значительно возросла по сравнению с советской эпохой.

Было проведено полное социолингвистическое обследование села Красный Яр, места компактного проживания бикинских удэгейцев. Целью исследования было изучение современного состояния удэгейского языка и культуры. Нас интересовали следующие моменты: а) изменение относительной престижности этнического языка и традиционной культуры как для самих удэгейцев, так и с точки зрения представителей других местных этносов; б) степень утраты/передачи этнического языка и культуры последующим поколениям; в) степень «размывания» («эррозии») языка и кульутры; г) уровень владения этническим языком и этнической культурой людьми разного возраста и разного уровня образования; д) наличие элементов национального возрождения. Основными методами исследования были интервьюирование, анкетирование и наблюдение.

Мы провели интервьюирование представителей местной администрации, социально активных жителей села, представителей сельской интеллигенции (учителя, врачи, художник, писатель), активистов возрождения национальной культуры, рядовых жителей села (представителей старшего поколения, людей среднего возраста, молодежи, детей).

При этом мы интервьюировали не только удэгейцев, но и представителей других этносов, живущих в селе (нанайцев, русских, армян, китайцев, таджика). С целью прояснения уровня сохранности удэгейского языка, мы проводили анкетирование удэгейцев разного возраста, проводилась запись их речи, в том числе и с привлечением компьютерной техники (использовалась программа Speech Analyser).

В результате выяснилось следующее. Произошедшее в первой половине 1990-х годов резкое сокращение государственной поддержки, оказалось положительным фактором, поскольку заставило людей проявлять инициативу, сначала в экономической сфере, а затем в социальной и культурной.

В результате по данным на 2007 год Красный Яр (удэгейское село) в экономическом отношении значительно превосходит окружающие русские поселки, целиком завязанные на лесоповал. Выросла социальная активность, в селе собирается сельский сход для решения вопросов социального и культурного строительства. Имеется ячейка КПРФ, работает местное отделение Ассоциации коренных малочисленных народов России, создаются различные инициативные группы. При этом их деятельность часто имеет имеет различный, даже противоположный характер, но это говорит о социальной активности населения.

Значительно выросла инциатива в культурной и, в меньшей степени, в языковой сфере. При этом она проявляется уже не по указанию районной и краевой администрации, как это происходило в советский период. Престижность удэгейской культуры и языка значительно возросла, причем не только в глазах самих удэгейцев. Люди, ранее скрывавшие своё знание языка, теперь стараются употреблять его в том числе и в общественных местах. Появились кружки по изучению языка, традиционных ремесел, народный ансамбль. Все это говорит о повышении этнического самосознания удэгейцев.

В тоже время возрождаемая культура и язык оказываются в значительной степени размытыми. Это проще всего продемонстрировать на примере языка, фонетика и синтаксис которого, значительно изменились под влиянием русского языка, который остается в селе доминирующим. То же самое касается и традиционной удэгейской культуры. Многие элементы « новой » удэгейской культуры являются синкретичными. Тем не менее, можно говорить о том, что с исчезновением коммунистической идеологии, ее место заняла национальная (этническая) идея, как это произошло в бывшем СССР повсеместно.

Удэгейцы в условиях современной России: социокультурный аспект (last edited 2008-10-07 17:54:14 by MehmetMuslimov)