Визуальная семиотика
О.Ю.Бойцова
7 марта
начинается курс О.Ю.Бойцовой «Визуальная семиотика»
по понедельникам, 16.00, аудитория 198 (Университетская наб., 11, Филологический факультет).
Учебный курс посвящен семиотике изображений, которые наполняют нашу повседневность: газетных, рекламных и семейных фотографий, детских рисунков, комиксов. Курс рассчитан на студентов, которые прослушали другие курсы по семиотике и знакомы с ее основными понятиями. Цель курса – углубить познания студентов в семиотике, научить их анализировать изображения, предложить новый взгляд на современную визуальную культуру. Все занятия курса сопровождаются презентациями в Power Point и построены в форме интерактивных лекций и семинаров, где большое место отводится обсуждению. Студенты могут приносить свой визуальный материал для анализа.
1. Введение.
Чем занимается визуальная семиотика. Визуальные знаки. Проблемы визуальной семиотики. Иконичность и конвенциональность. Литература: • Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998 (разделы «Визуальные коды», «Артикуляция визуальных кодов», с. 121-144, 149-160). • Gombrich E.H. Truth and the Stereotype // Gombrich E.H. Art and Illusion: A Study in the Psychology of Pictorial Representation. Princeton, NJ : Princeton University Press, 2000. P. 63-90.
2. Семиотика детского рисунка.
Литература: • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007. (глава «Развитие», с. 153-213). • Осорина М.В. Рисованные истории в изобразительном творчестве детей и их зрительском опыте // Русский комикс: Сб. статей. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 107-170. • Anning A., Ring K. Making Sense of Children’s Drawings. Open University Press, 2004.
3. Семиотика рекламной фотографии.
Литература: • Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989. С. 297-318. • Williamson J. Decoding Advertisements. Marion Boyars, 1985.
4. Визуальная риторика. Визуальные тропы, в частности визуальные метафоры.
Литература: • Forceville Ch. Pictorial Metaphor in Advertising. Routledge, 1996. P. 108-164.
5. Семиотика репортажной фотографии.
Литература: • Барт Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. С. 378-392.
6. Семиотика любительской фотографии.
Литература: • Бойцова О.Ю. К семиотике любительской фотографии // Программа «Семиотика и теория коммуникации»: сборник документов и материалов. Вып. 2. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2010. С. 120-143.
7. Визуальный нарратив.
Невозможность нарратива в картине и ее преодоление. Литература: • Элкинс Дж. Субграфемики // Элкинс Дж. Исследуя визуальный мир. Вильнюс: ЕГУ, 2010. С. 295-327. • Elkins J. On the Impossibility of Stories: The Anti-Narrative and Non-Narrative Impulse of Modern Painting // Word and Image. 1991. Vol. 7. No. 4. P. 348-364. • Steiner W. Pictorial Narrativity // Narrative across Media: the Languages of Storytelling. University of Nebraska Press, 2004. P. 145-177.
8. Визуальный нарратив: Фотоальбом.
Литература: • Бойцова О. Фотоальбом как текст // Визуальные аспекты культуры. Сб. науч. статей. Ижевск, 2005. С. 146-164.
9. Язык комиксов.
Литература: • Барзах А.П. О поэтике комикса // Русский комикс: Сб. статей. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 9-52. • McCloud S. Understadning Comics: The Invisible Art. N.Y.: Harper Perennial, 1993.
10. Принципы «чтения» изображений.
Существуют ли универсальные принципы? Литература:
• Kress G., Van Leeuwen Th. Reading Images: The Grammar of Visual Design. Routledge, 2001.