Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. От редактора
предисловие к изданию 1964 года
В истории первобытного общества есть немало проблем, которые несмотря на посвященную им обширную литературу продолжают волновать исследователей и вызывать оживленные споры.
Одной из таких проблем является вопрос о путях и формах становления человеческого общества, о переходе от первобытного стада к роду, неразрывно связанный с вопросом о происхождении экзогамии. Последняя, как известно, могла возникнуть либо путем разделения первобытного человеческого стада на две половины, либо путем соединения двух стад. И в том и в другом случае результатом такого процесса является возникновение дуальной организации. Поэтому изучение становления человеческого общества по сути дела немыслимо без исследования происхождения дуальной организации. А раз так, то вопрос о зачатках дуальной организации, ее роли и месте на различных этапах истории первобытного общества приобретает первостепенное значение.
Те зарубежные этнографы, которые отрицают универсальный характер исторического развития, существование первобытного человеческого стада и всеобщность материнского рода, обычно отвергают и идею о всеобщности дуальной организации, ее значение характерного признака первоначального родового общества. Например, В. Шмидт и В. Копперс связывают ее с «двухклассовым культурным кругом», У. Риверс – с соединением двух разных по происхождению племен, для Р. Лоуи она – позднейшее упрощение родового строя, а современный американский этнограф К. Оберг считает ее новообразованием, до которого доросли лишь некоторые племена[1].
[с. 5]
В противовес такой точке зрения советские этнографы вскрыли пережитки дуального деления у многих народов Сибири, Средней Азии и Кавказа[2]. Собранные в последние десятилетия данные о дуальной организации теоретически осмыслены прежде всего в работах С.П. Толстова и А.М. Золотарева, а позднее – в работе Ю.И. Семенова[3]. Достижения советских этнографов в изучении дуальной организации как одного из признаков первоначального рода были кратко суммированы А.И. Першицем в его докладе на Парижском конгрессе антропологов и этнографов[4].
Зарубежные этнографы также опубликовали в последние десятилетия несколько работ, обобщающих данные о распространении на определенных территориях дуальной организации и связанного с ней культа близнецов. Таковы, например, исследования Кл. Леви-Стросса о распространении дуальной организации и А. Метро о культе близнецов в Южной Америке[5].
Тем не менее в литературе до сих пор отсутствует обобщающая работа по дуальной организации, работа, в которой были бы суммированы и тщательно проанализированы данные о дуальной организации, разбросанные в тысячах частных исследований. Именно такой работой является публикуемая ныне рукопись безвременно погибшего в 1943 г. советского этнографа А.М. Золотарева.
Всей своей предшествующей научной деятельностью А.М. Золотарев был подготовлен к написанию крупного труда, затрагивающего коренные проблемы истории первобытного общества. В конце 1920-х и в 1930-х годах А. М. Золотаревым были написаны работы «Происхождение экзогамии», «К вопросу о родовом строе австралийцев», «Развитие брака, семьи, рода», «Проблемы первобытного коммунизма», «К истории ранних форм группового брака», «Родовой строй и религия ульчей» и многие другие, посвященные преимущественно проблемам первобытного общественного строя. Большинство этих работ, к сожалению, осталось неопубликованными. В 1941 г., перед самой войной, А. М. Золотарев
[с. 6]
закончил свой основной труд – «Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогонии (исследование по истории родового строя и первобытной мифологии)», который и предлагается вниманию читателя. Большая часть этого исследования посвящена доказательству универсальности дуально-родовой организации. Для этого автор привлекает исторические, этнографические и фольклорные материалы по Австралии, Океании, Индии, Индонезии, Америке, Сибири и Европе.
Особые разделы работы Золотарева посвящены характеристике первобытного человеческого стада и вопросу о происхождении экзогамии и дуальной организации. При этом Золотарев отказывается от своего прежнего мнения, что экзогамия возникла потому, что заключение браков вне своего коллектива было экономически выгодным. Пересмотрев свои взгляды по этому вопросу, А.М. Золотарев присоединяется к точке зрения С.П. Толстова, что экзогамия возникла как средство разрешить противоречие между половой жизнью членов коллектива и их производственной жизнью. Глубоко разработан А.М. Золотаревым и вопрос о связи между культом близнецов и дуальной организацией.
Вполне естественно, что в работе А.М. Золотарева, написанной более 20 лет назад, есть слабые, с точки зрения современной советской этнографии, места. В ряде случаев данные о пережитках дуального деления мало связаны с конкретной историей народов и племен. В результате этого сходные явления у разных народов сравниваются иногда автором эволюционистски; поэтому, например, патагонцы и древние перуанцы вопреки историческим фактам оказываются на близких ступенях развития. Увлекаясь, автор иногда допускает некоторые натяжки фактов. Так, А.М. Золотарев видит дуализм в мифологии ацтеков, между тем как в действительности никаких следов его здесь не выявлено. Такого рода частные ошибки оговорены в комментариях.
В целом же работа Золотарева – крупное и весьма актуальное научное исследование. Ее выход, бесспорно, явится вкладом в борьбу этнографов-марксистов против плюрализма и других буржуазных теорий, отрицающих закономерность в развитии человеческого общества.
[с. 7]
[1]W. Schmidt, W. Koppers. Vöiker und Kulturen, Bd. I. Regensburg, 1925; W. Rivers. Social Organization. London, 1924; R. Lowie. Primitive Society. N. Y., 1921; К. Oberg. Types of social structure among the lowland tribes of South and Middle America. – «American Anthropologist», 1955, vol. 57, № 3.
[2] А.Ф. Анисимов. Родовое общество эвенков (тунгусов). Л., 1936; А.М. Золотарев. Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск, 1939; В.Н. Чернецов. Фратриальное устройство обско-угорского общества. – Сб. «Советская этнография», 1939, вып. III; С.П. Толстов. Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен. – «Проблемы истории докапиталистических обществ», 1935, № 9 – 10; С.А. Абрамзон. К семантике киргизских этнонимов. – «Советская этнография», 1946, № 3; Т.А. Жданко. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М., 1950; М.О. Косвен. Очерки по этнографии Кавказа, – «Советская этнография», 1946, № 2.
[3] Ю.И. Семенов. Происхождение человеческого общества. Красноярск, 1962.
[4] А.И. Першиц. Проблемы истории первобытного общества в советской этнографии. М., 1956.
[5] Cl. Levi-Strauss. On dual organization in South America. – «America Indigena», IV. Mexico, 1944, № 1; A. Metraux. Twin heroes in South American Mythology. – «Journal of American Folklore, LIX, 1946.