Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. Предисловие

предисловие автора

Рассматривая настоящую работу не только как диссертацию на соискание степени доктора исторических наук, но прежде всего как исследование, предназначенное для читателя, мы отказались от абсолютно исчерпывающего охвата всех стран и народов и ограничились лишь теми районами, где изучаемый нами сюжет выявлен достаточно ярко и характерно. Тридцать листов, посвя­щенных дуальной организации и близнечным мифам, много даже для специалиста. Прибавить еще двадцать листов – значит сде­лать книгу неудобочитаемой. По тем же соображениям избегали мы полемики с различными частными теориями и гипотезами. Мы стремились опровергнуть их позитивно, своими построениями, а не негативно. В подавляющем большинстве случаев мы отказались от ученых подвалов, набитых примечаниями до самого верха стра­ницы, и вынесли список литературы в конец книги – для инте­ресующихся. При разработке нашей темы, занявшей без малого пять лет, нам пришлось просмотреть и проработать тысячи назва­ний. Мы не сочли уместным приводить их все, ограничившись лишь теми, на которые даются прямые ссылки. Наконец, боясь нарушить стройность архитектоники и последовательность изло­жения, мы опустили некоторые побочные экскурсы, важные тео­ретически для нашей темы, но слишком большие, чтобы быть от­несенными в примечания.

Такова вся глава о кровнородственной семье, задуманная как часть диссертации, но напечатанная под заглавием «Из истории ранних форм группового брака» в «Ученых записках Московского областного пединститута» (т. II, М., 1940) и не вошедшая в на­стоящую работу, а также этюд «Матриархат и патриархат у австралийцев»*, который мы рассчитываем опубликовать отдельно.

[с. 8]