Богослужения в январе — University Church
19 января — праздник Святого Богоявления – Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
На реке Неве рядом с главным зданием Двенадцати коллегий Санкт-Петербургского государственного университета состоится великое освящение воды.
Накануне 18 января в 1700 — всенощное бдение в храме свв. апп. Петра и Павла в здании Двенадцати коллегий.
В сам день праздника 19 января в 1000 — Божественная литургия в храме свв. апп. Петра и Павла в здании Двенадцати коллегий.
В 12 часов крестный ход выйдет из университетского храма святых апостолов Петра и Павла, расположенного на 3-м этаже здания Двенадцати коллегий (главный вход с Менделеевской линии), и направится к гранитному спуску к Неве, где будет отслужен водосвятный молебен, после водоосвящения – омовение в Неве. Чин великого освящения воды будет совершать настоятель университетского храма святых апостолов Петра и Павла, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской Духовной Академии, протоиерей Кирилл Копейкин в сослужении со священником Максимом Фиониным.
Крещение Господне — один из главных двенадцати праздников Православной Церкви, отмечаемый 19 января (6 января по старому стилю). Он именуется также Богоявлением или Просвещением. Установлен в воспоминание крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.
Именно на крещение ссылается Иисус когда Его спрашивают, от кого Он получил свои полномочия. Во время земной жизни Спасителя считалось, что из-за человеческой греховности небо закрыто, Бог не слышит человека и Дух Его ушел из мира. В момент крещения отверзаются небеса и Дух Божий как голубь сходит на Иисуса. Христос — уста Отчие, Он изрекает глаголы Божии, в Нем Отец произносит Свое последнее Слово. Отныне самая тяжелая хула — хула против Духа, неверие в то, что Дух Божий и сегодня действует в мире.
В древней Церкви Рождество Христово и Крещение отмечались одновременно – 6 января (19 января по новому стилю) — то было одно общее празднество, чествовавшее Воплощение Сына Божьего и начало Его земного служения. В середине IV века в Риме впервые стали праздновать Рождество отдельно от Богоявления, 25 декабря (7 января по новому стилю). Сама дата празднования – 25 декабря имеет не историческое, а миссионерское значение. Этот день является для Северного полушария днем зим него солнцеворота, после чего продолжительность дня увеличива ется. В этот празд новался “День рождения Непобедимого Солнца”. Истинное же Солнце Правды – это Христос, а потому именно к этому дню Церковью было приурочено празднование Рождества Христова. К концу того же столетия эта практика была воспринята большинством поместных церквей, в том числе и церквами Православного Востока, а к концу V века стала общим достоянием всего христианского мира. Крещение же по-прежнему празднуется 6 января (19 января по новому стилю). Канун самого праздника Крещения проводится в строгом посте и называется “сочельником”, так как по уставу в этот день полагается употреблять в пищу “сочиво”, то есть сушеные хлебные зерна, смоченные водой. В день праздника Крещения совершается великое освящение воды, которое бывает лишь раз в году; часто бывает крестный ход “на Иордан” – на реку или водоем для освящения воды.Воду, освященную в праздник Крещения, берут домой и хранят в течение всего года и понемногу пьют. Она обладает целительной силой, врачующей тела и души верующих.
Когда-то в Петербурге церемония великого освящения воды проходила очень торжественно. Вот как пишет об этом профессор Санкт-Петербургского государственного университета Нинель Яковлевна Олесич в книге “Господин студент Императорского Санкт-Петербургского Университета”: “Вблизи от Университета на льду Невы строилась у проруби особая часовня — Иордань. Вдоль набережной, на особняках, дворцах и правительственных зданиях вспыхивали газовые вензеля из букв членов царствующей фамилии с коронами (со временем эти газовые горелки были заменены электрическими лампочками). Праздник был жизнерадостный, яркий: на сверкающем льду переливались золотые и серебряные одеяния духовенства, пестрели красочные цепи гвардейских полков, взоры манили изысканные туалеты аристократических дам и придворных. Умиротворяюще пел церковный хор, но главное – ожидаемый молодёжью с таким нетерпением, с криками и смехом взрывался многоцветный, сверкающий фейерверк, под оглушительные взрывы орудий с Петропавловской крепости и Адмиралтейства” (Олесич Н. Я. Господин студент Императорского Санкт-Петербургского Университета. СПб., 1998. С. 57).
Служба состоится в 1000 в домовом храме св. мц. Татьяны на 6-й линии Васильевского острова, д. 15. После службы концерт.