Добро пожаловать на портал проекта “Инновационная образовательная среда в классическом университете” — Инновационная образовательная среда в классическом университете
СПбГУ является победителем конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, проводимого в рамках приоритетного национального проекта “Образование”.
Проект СПбГУ «Инновационная образовательная среда в классическом университете» является масштабным проектом, направленным на создание системы внедрения и устойчивого развития инновационных образовательных программ в СПбГУ, сочетающих традиции классического фундаментального образования и потребности современного рынка труда в специалистах, обладающих конкретными навыками и компетенциями.
Проект осуществляется на двух иерархических уровнях – общеуниверситетском и на уровне факультетов.
Общеуниверситетские проекты направлены на создание среды внедрения инновационных технологий и методов обучения в университете, на совершенствование системы управления университетом и, в частности, обеспечение организационного сопровождения проектов факультетов.
Проекты факультетов решают основную задачу внедрения в учебный процесс конкретных инновационных образовательных программ. В то же время они являются пилотными проектами по отношению к общеуниверситетским проектам, на них апробируются и совершенствуются формы и методы организации инновационной образовательной среды. В рамках проекта разрабатывается 28 инновационных образовательных программ, включая программы бакалавриата, магистратуры и повышения квалификации в различных научно-образовательных областях.
Общеуниверситетский уровень представлен тремя основными системными проектами:
Инновационные образовательные технологии. Данный проект направлен на развитие системы внедрения новых образовательных технологий и технологий управления учебным процессом, включающих в себя:
· Внедрение общеуниверситетской программно-аппаратной платформы реализации дистанционного обучения, совместно со структурами управления и сопровождения дистанционного обучения
· Развитие кредитно-модульной системы и, на ее основе, разработку и внедрение совместных образовательных программ с другими высшими учебными заведениями страны и мира.
· Развитие системы управления качеством образования, как на уровне университета, так и с привлечением экспертизы профессиональных сообществ
· Развитие системы профессиональных практик студентов
· Развитие академической и студенческой мобильности
· Другие технологии и формы обучения
Развитие системы проектного менеджмента. Этот системный проект предназначен для построения в университете системы проектного управления, включающей в себя организационное, нормативно-правовое, информационное, кадровое и финансовое сопровождение проектов. Предполагается дополнить организованный в 2006 году отдел проектного менеджмента университета соответствующими структурами на факультетах. Подобная двухуровневая система проектного менеджмента обеспечивает «конвейерное» прохождение и взаимоувязывание университетских и факультетских проектов, как образовательных, так и научно-исследовательских и инфраструктурных.
Развитие университетской информационно-аналитической интегрированной системы. Такая система послужит универсальным информационным ресурсом университета, иерархической системой ввода и использования различной служебной информации, необходимой для обеспечения учебного процесса и научных исследований, а также для решения других задач развития университета.
Реализация Проекта направлена, в частности, на выполнение следующих задач:
Оптимизация сочетания фундаментального и прикладного образования. Классическое фундаментальное образование готовит профессионалов с широкой эрудицией, способных к анализу потребностей российской экономики, общества и науки, к формированию общественного запроса к научно-образовательной системе, к организации и проведению фундаментальных научных исследований. В то же время современное общество испытывает потребность в специалистах, умеющих эффективно применять современные технологии на практике. Эти специалисты помимо профессиональных знаний должны обладать навыками организационной и предпринимательской деятельности, в частности, проектного менеджмента.
Оптимизация сочетания преподавания естественных и гуманитарных наук позволит выпускникам профессионально работать в области естественнонаучного и технического обеспечения социальных и гуманитарных программ, равно как и учитывать гуманитарно-социальные аспекты научно-технологических разработок и проектов. Такая оптимизация достигается высоким удельным весом междисциплинарных программ, которые частью уже внедрены в СПбГУ, частью представлены в настоящем проекте.
Оптимизация сочетания научной и образовательной деятельности даст студентами возможность получения необходимых практических навыков в процессе выполнения серьезных научных проектов. Активное участие студентов в научно-исследовательской и инновационной деятельности сформирует базу, как для инновационного развития Университета, так и для личного профессионального роста наших студентов. Эта задача предполагает, в частности, широкую модернизацию лабораторного оборудования.
Оптимизация управления научно-образовательной деятельностью посредством внедрения единой системы проектного менеджмента и системы контроля качества, а также развития единой университетской информационной системы.
Дальнейшая системная интернационализация научно-образовательной деятельности предполагает переход на двухуровневую систему образования, введение кредитно-модульной системы, развитие совместных научных и образовательных программ. Решение этих и ряда других задач обеспечит интеграцию СПбГУ в общеевропейскую систему высшего образования, высокую академическую мобильность преподавателей и студентов.