Лаборатория моделирования речевой деятельности — Институт филологических исследований.
Оперативные единицы восприятия речи (проект поддержан РГНФ)
Проблемная область
При восприятии речи человек перекодирует входящий непрерывный речевой поток в дискретные структуры, соотносимые с теми или иными единицами языка. Такие единицы принято называть оперативными. Какие именно единицы в качестве оперативных избирает при этом человек в реальной речевой деятельности, насколько вариативны перцептивные стратегии – этот вопрос до сих пор не имеет окончательного решения. Специфичны составные единицы (фонетическое слово, аналитическая форма слова, фразеологизмы и т.п.), которые в принципе могут функционировать аналогично слову (словоформе) – главному «претенденту» на роль центральной оперативной единицы восприятия речи. Составной единицей в определенном смысле выступает и предложение/высказывание. Практически все существующие модели восприятия речи помещают в центре проблематики слово; каким образом носитель языка от значения слов переходит к значению носителя минимального кванта информации («законченной мысли») – высказывания, остается во многом загадкой.
Конкретные задачи
Проверка экспериментальным путём гипотезы о том, что единицей перцептивного словаря является словоформа (а не лексема). Изучение стратегий восприятия составных единиц (неоднословных целостностей): фонетических слов, составных слов (напр., друг другу или может быть) и сложных номинаций (напр., белый медведь и Большой театр/большой театр). Разработка принципов выделения неоднословных целостностей в текстах и создание частотного словаря этих единиц на базе существующих корпусов русского языка: Национального корпуса русского литературного языка (www.narusco.ru), Национального корпуса русского языка (www.ruscorpora.ru) и др. Исследование процедур построения семантических структур высказывания и текста на базе перцептивной идентификации слов.
Построение типологии оперативных единиц восприятия, описание их корреляции с контекстами и стратегиями разных типов (объем контекста и т.д., соотношение системы жанров и системы перцептивных стратегий и т.п.).