Междисциплинарная программа подготовки бакалавров и магистров в области искусств и наук — Инновационная образовательная среда в классическом университете

Основная цель пилотного проекта № 25 «Междисциплинарная программа подготовки бакалавров и магистров в области искусств и наук» — модернизация и дальнейшее развитие программы подготовки бакалавров и магистров по направлению 031600 «Искусства и гуманитарные науки» (программа «Смольный институт свободных искусств и наук» Филологического факультета реализуется с 1999 года и является международным проектом, созданным совместно с вузом-партнером – Бард колледжем (Нью-Йорк, США)) для создания современной системы образования, ориентированной на потребности студента и сочетающей комплексное внедрение инновационных технологий (как относящихся к образованию в узком смысле, так и связанных с организацией системы управления, финансирования и технического обеспечения) с классическими традициями европейского образования (широкий междисциплинарный бакалавриат с большим разнообразием специализаций; гибкая модель магистратуры).

С учетом этой стратегической цели, проект решает следующие основные задачи:

— создание полноценной технической инфраструктуры, необходимой для реализации инновационной образовательной программы ;

— интенсификация и повышение качественного уровня обучения студентов с помощью внедрения электронной системы контроля и организации работы студентов;

— создание системы повышения квалификации преподавателей в области инновационных образовательных технологий с учетом международного опыта (опыт вуза-партнера, Болонский процесс) и опираясь на современные технические средства

Реализованные и / или подготовленные инновации в образовательной деятельности

— выдается два диплома (диплом СПбГУ и диплом вуза-партнера (Бард колледж, США)

— индивидуальный план обучения есть у каждого студентов (в настоящий момент их более 440)

— внедрена накопительная кредитная система;

— наличествует постоянно-действующая программа обмена с вузом-партнером;

— учебный план сочетает в себе универсальность (требования широты образования, которые обеспечивают по-настоящему университетский характер учебного плана) с требованиями программы специализации;

— административные службы переориентированы с «самообслуживания» на обслуживание студентов, преподавателей, внешних потребителей (в частности, с помощью системы управления содержанием организовано обновление веб-портала программы сотрудниками, которые не являются техническими специалистами; на основе постоянно обновляемых материалов веб-портала затем регулярно готовятся издания для отдельных групп пользователей: справочника студента, справочника преподавателя и каталога курсов (для абитуриентов) и т.д.)

— с помощью построения полноценной информационной инфраструктуры (см. нижеследующие пункты) создается система интенсификации работы студентов: 1) в течение семестра (распределенная учебная нагрузка, дифференцированная 10-ти бальная шкала оценок, персональный куратор/научный руководитель каждого студента с момента поступления; 2) в аудитории (небольшие группы, отсутствие потоковых лекций, акцент на семинарах, повсеместное использование интерактивных педагогических методик, техническое оснащение классов); 3) вне класса ((быстрый доступ к необходимой организационной и учебной информации, интенсификация взаимодействия с преподавателем);

— создан центр информационных ресурсов (объединяющий библиотеку и компьютерный отдел), в рамках которого осуществляется поэтапное внедрение интегрированной информационной системы. В перспективе планируется следующая структура центра: библиотека, отдел баз данных, ксеро-копировальный и издательский центр, отдел системного администрирования и сервисных служ; отдел интеграции, внедрения и разработки программного обеспечения; отдел обслуживания видеоконференций и специализированных классов (видеоконференцкласс, мультимедиа видео-класс, мультимедиа лингафонные классы, фотостудия, студия электронной музыки и звукозаписи);

— протестированы две электронные системы организации и контроля работы студентов (на базе бесплатных (что существенно облегчает возможности использования этого опыта в других вузах) программных платформ Sakai и Moodle. В результате тестирования выбор сделан в пользу платформы Sakai, как имеющей существенные технологические преимущества, а также как продукт, используемый в целом ряде крупнейших вузов мира;

— создана и внедрена в учебный процесс электронная библиотека локальных ресурсов ReserveWeb;

— преподавателями программы разработано 45 электронных учебно-методических комплексов (см. список в пункте «организация работы по программе») (с хрестоматиями в библиотеке локальных ресурсов и разнообразной функциональностью в системах дистанционного обучения), которые прошли тестовую апробацию в учебном процессе;

— создан и используется для информационного обеспечения работы программы в целом веб-портал Смольного института на базе системы управления содержанием Plone. (использование такой системы,  в частности, позволило организовать обновление веб-портала программы сотрудниками, которые не являются техническими специалистами). Указанные выше материалы для различных групп пользователей (справочник студента, справочник преподавателя, каталог курсов) готовятся как раз на основе постоянно обновляемых материалов веб-портала

Реализованные и / или подготовленные инновации в научно-исследовательской деятельности

Учебный процесс программы ориентирован на максимальный учет индивидуальных научных интересов преподавателей и на использование актуальной научной литературы в учебном процессе (См. пункт по укреплению материально-технического оснащения вуза). Кроме этого, в рамках программы создано специальное научно-исследовательское подразделение Смольный коллегиум, где осуществляется постоянная программа по поддержке научно-исследовательской деятельности преподавателей, и, куда, кроме того, привлекаются исследователи из разных вузов России и из-за рубежа. Так, еженедельно проводятся мероприятия семинара программы «Критика социальных наук».