Модальные слова. Служебные части речи. Междометия. Функциональные омонимы многочленных рядов.

Страница 15 из 17

1. Выписать модальное слово.

2. Разряд по значению:

2.1. выражают возможность ( возможно, может );

2.2. предположительность ( вероятно, видно, полагаю );

2.3. уверенность, бесспорность, убежденность ( безусловно, действительно, конечно, разумеется ).

3. Разряд по образованию:

3.1. образовано путем перехода из краткого прилагательного ср. р. ( возможно, вероятно, конечно );

3.2. образовано путем перехода из глагола ( кажется, видать, думается );

3.3. образовано путем перехода из имен существительных ( правда, факт );

3.4. образовано путем перехода из причастий ( видимо, вестимо );

3.5. образовано путем перехода из слов категории состояния ( видно, слышно );

3.6. образовано путем перехода из местоимения ( никак ).

4. Синтаксическая функция:

4.1. вводное слово или компонент вводного словосочетания;

4.2. нечленимое предложение.

Примерный вариант разбора

Был он, видно , лучше, чем мне казалось (Н. Иванова).

•  Минимальный контекст – ( был он ), видно , ( лучше ).

•  Выражает предположительность.

•  Образовано путём перехода из безлично-предикативного слова.

•  Синтаксическая функция – вводное слово.

Предлог

1. Выписать предлог с именем, которым он управляет, и стержневым словом словосочетания.

2. Предлог связывает:

2.1. имя с глаголом, в том числе и его формой ( гулять в парке );

2.2. имя с именем существительным ( брат с сестрой );

2.3. имя с местоимением ( кто из них );

2.4. имя с именем числительным ( семеро из них );

2.5. имя с именем прилагательным ( добрый до невозможного );

имя с наречием или безлично-предикативным словом ( грустно из-за дождя ).

3. Предлог в зависимости от управляемых падежей может быть:

3.1. однопадежным;

3.2. двупадежным;

3.3. трёхпадежным.

4. Отношения, выражаемые предлогом с именем:

4.1. изъяснительные ( говорить о друге );

4.2. временные ( приехать в четверг );

4.3. пространственные ( положить в стол );

4.4. причинные ( отложить из-за погоды );

4.5. целевые ( купить для подарка );

4.6. уступительные ( гулять несмотря на холод );

4.7. атрибутивные ( платье в полоску );

4.8. другие.

5. Разряд по структуре:

5.1. простой ( от, из );

5.2. сложный ( из-за, в продолжение );

5.3. составной ( по пути к ).

6. Разряд по образованию:

6.1. первообразный ( в, на, за );

6.2. образованный путем перехода из наречий ( мимо, согласно );

6.3. образованный путем перехода из имени существительного ( по линии, в течение, путем );

6.4. образованный путем перехода из деепричастий ( благодаря, исключая ).

Примерный вариант разбора

От солнца и духоты разламывалась голова (В. Богомолов).

От – предлог.

•  Минимальный контекст: ( голова разламывается ) от ( солнца и духоты ).

•  Связывает имя с глаголом.

•  Управляет одним падежом – родительным.

•  Вместе с именем выражает причинные отношения.

•  Разряд по структуре – простой.

•  Разряд по образованию – первообразный.

Отдохнув, мы потихоньку побрели вдоль дороги (В. Санин).

Вдоль – предлог.

•  Минимальный контекст: ( побрели ) вдоль ( дороги ).

•  Связывает имя с глаголом.

•  Однопадежный, управляет винительным падежом.

•  Вместе с именем выражает пространственные отношения.

•  По структуре – простой.

•  Образован путём перехода из наречий.

Школьный вариант разбора

Союз

1. Выписать союз с минимальным контекстом.

2. Назвать, что соединяет союз:

2.1. однородные члены предложения;

2.2. части сложного предложения;

2.3. отдельные предложения.

3. Разряд по значению:

3.1. сочинительный ( и, да, а );

3.2. подчинительный ( что, как, если ).

3.1. Разряды сочинительных союзов:

3.1.1. соединительный ( и, да в значении и );

3.1.2. противительный ( а, но, да в значении но );

3.1.3. разделительный ( то…то, не то…не то );

3.1.4. присоединительный ( и, да и );

3.1.5. градационный ( не столько…сколько );

3.1.6. пояснительный ( то есть, или в значении то есть ).

3.2. Разряды подчинительных союзов:

3.2.1. изъяснительный ( что, чтобы, будто );

3.2.2. времени ( когда, пока, едва );

3.2.3. причины ( потому что, так как, ибо );

3.2.4. цели ( чтобы, для того чтобы );

3.2.5. условия ( если, ежели, раз );

3.2.6. уступки ( хотя, несмотря на то что );

3.2.7. следствия ( так что );

3.2.8. сравнения ( как, как будто );

3.2.9. другие значения.

4. Разряд по структуре:

4.1. простой ( а, и, но );

4.2. сложный ( чтобы );

4.3.1. составной нерасчлененный ( потому что );

4.3.2. составной расчлененный ( не столько…сколько, чем…тем ).

5. Разряд по образованию:

5.1. первообразный ( и, а, но );

5.2. образованный путем перехода из местоимений ( что, как );

5.3. образованный путем перехода из наречий ( ровно, точно );

образованный путем перехода из имен существительных ( благо ).

6. Одиночный или повторяющийся.

Примерный вариант разбора

Писатель должен пристально изучать каждого человека, но любить, конечно, не каждого (К. Паустовский).

Но – союз.

•  Минимальный контекст: ( должен изучать каждого человека ), но ( любить не каждого ).

•  Соединяет однородные члены предложения.

•  Сочинительный, противительный.

•  Разряд по структуре – простой.

•  Разряд по образованию – непроизводный.

•  Одиночный.

Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба (К. Паустовский).

Что – союз.

•  Минимальный контекст: ( я узнал ), что ( осень смешала ).

•  Союз присоединяет придаточную предикативную единицу к главной.

•  Подчинительный, изъяснительный.

•  Разряд по структуре – простой.

•  Разряд по образованию – производный, союз что образован путём перехода из местоимения.

•  Одиночный.

Нам нужно сажать леса не только для восстановления природных сил земли, но и для нашего хозяйства (К. Паустовский).

Не только, но и – союз.

•  Минимальный контекст: ( нужно сажать ) не только ( для восстановления ), но и ( для хозяйства ).

•  Союз соединяет однородные члены предложения.

•  Промежуточный между сочинением и подчинением (в традиционном понимании – сочинительный), градационный.

•  Разряд по структуре – составной расчленённый (парный, двойной).

•  Одиночный.

Школьный разбор

Частица

1. Выписать частицу.

2. Назвать, к чему относится частица:

2.1. к слову;

2.2. к словосочетанию;

2.3. к предложению;

2.4. является нечленимым предложением.

3. Разряд по значению:

3.1. указательная частица ( вот, вон );

3.2. определительно-уточняющая ( точно, именно, почти );

3.3. выделительно-ограничительная ( лишь, только, всё, исключительно );

3.4. усилительная ( даже, же, и, ведь, просто );

3.5. утвердительная ( да, так, точно, определённо );

3.6. отрицательная ( не, ни, нет );

3.7. вопросительная ( ли, разве, неужели );

3.8. сравнительная ( как, словно, точно, вроде );

3.9. указывающая на чужую речь ( мол, якобы, дескать );

3.10. формообразующая ( бы, пусть, да ).

4. Разряд по структуре:

4.1. простая ( ли, не, же, как, точно );

4.2. составная ( что за, вряд ли, как раз ).

5. Разряд по положению:

5.1. препозитивная ( да, не );

5.2. постпозитивная ( ли );

5.3. с непостоянным местом ( же ).

6. Разряд по образованию:

6.1. первообразная ( ли, да, не );

6.2. образованная путем перехода из местоимений ( что, как, себе );

6.3. образованная путем перехода из наречий ( точно, только );

6.4. образованная путем перехода из глаголов ( чуть, ведь );

6.5. образованная путем перехода из имен числительных ( один );

6.6. частицы, омонимичные с союзами ( и, да ).

Примерный вариант разбора

Прислушиваясь к ночным звукам, он думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано (К. Паустовский).

Не – частица.

•  Минимальный контекст: ( ничего ) не ( сделано ).

•  Частица относится к слову.

•  Препозитивная.

•  Отрицательная.

•  Первообразная (непроизводная).

А мыс Лукулл – это всего лишь порог того дома, который зовётся Севастополем (П. Сажин).

•  Минимальный контекст: всего лишь ( порог ).

•  Частица относится к слову.

•  Место непостоянное.

•  Усилительная.

•  Производная составная.

Школьный разбор