Модальные слова. Служебные части речи. Междометия. Функциональные омонимы многочленных рядов.
Страница 15 из 17
1. Выписать модальное слово.
2. Разряд по значению:
2.1. выражают возможность ( возможно, может );
2.2. предположительность ( вероятно, видно, полагаю );
2.3. уверенность, бесспорность, убежденность ( безусловно, действительно, конечно, разумеется ).
3. Разряд по образованию:
3.1. образовано путем перехода из краткого прилагательного ср. р. ( возможно, вероятно, конечно );
3.2. образовано путем перехода из глагола ( кажется, видать, думается );
3.3. образовано путем перехода из имен существительных ( правда, факт );
3.4. образовано путем перехода из причастий ( видимо, вестимо );
3.5. образовано путем перехода из слов категории состояния ( видно, слышно );
3.6. образовано путем перехода из местоимения ( никак ).
4. Синтаксическая функция:
4.1. вводное слово или компонент вводного словосочетания;
4.2. нечленимое предложение.
Примерный вариант разбора
Был он, видно , лучше, чем мне казалось (Н. Иванова).
• Минимальный контекст – ( был он ), видно , ( лучше ).
• Выражает предположительность.
• Образовано путём перехода из безлично-предикативного слова.
• Синтаксическая функция – вводное слово.
Предлог
1. Выписать предлог с именем, которым он управляет, и стержневым словом словосочетания.
2. Предлог связывает:
2.1. имя с глаголом, в том числе и его формой ( гулять в парке );
2.2. имя с именем существительным ( брат с сестрой );
2.3. имя с местоимением ( кто из них );
2.4. имя с именем числительным ( семеро из них );
2.5. имя с именем прилагательным ( добрый до невозможного );
имя с наречием или безлично-предикативным словом ( грустно из-за дождя ).
3. Предлог в зависимости от управляемых падежей может быть:
3.1. однопадежным;
3.2. двупадежным;
3.3. трёхпадежным.
4. Отношения, выражаемые предлогом с именем:
4.1. изъяснительные ( говорить о друге );
4.2. временные ( приехать в четверг );
4.3. пространственные ( положить в стол );
4.4. причинные ( отложить из-за погоды );
4.5. целевые ( купить для подарка );
4.6. уступительные ( гулять несмотря на холод );
4.7. атрибутивные ( платье в полоску );
4.8. другие.
5. Разряд по структуре:
5.1. простой ( от, из );
5.2. сложный ( из-за, в продолжение );
5.3. составной ( по пути к ).
6. Разряд по образованию:
6.1. первообразный ( в, на, за );
6.2. образованный путем перехода из наречий ( мимо, согласно );
6.3. образованный путем перехода из имени существительного ( по линии, в течение, путем );
6.4. образованный путем перехода из деепричастий ( благодаря, исключая ).
Примерный вариант разбора
От солнца и духоты разламывалась голова (В. Богомолов).
От – предлог.
• Минимальный контекст: ( голова разламывается ) от ( солнца и духоты ).
• Связывает имя с глаголом.
• Управляет одним падежом – родительным.
• Вместе с именем выражает причинные отношения.
• Разряд по структуре – простой.
• Разряд по образованию – первообразный.
Отдохнув, мы потихоньку побрели вдоль дороги (В. Санин).
Вдоль – предлог.
• Минимальный контекст: ( побрели ) вдоль ( дороги ).
• Связывает имя с глаголом.
• Однопадежный, управляет винительным падежом.
• Вместе с именем выражает пространственные отношения.
• По структуре – простой.
• Образован путём перехода из наречий.
Школьный вариант разбора
Союз
1. Выписать союз с минимальным контекстом.
2. Назвать, что соединяет союз:
2.1. однородные члены предложения;
2.2. части сложного предложения;
2.3. отдельные предложения.
3. Разряд по значению:
3.1. сочинительный ( и, да, а );
3.2. подчинительный ( что, как, если ).
3.1. Разряды сочинительных союзов:
3.1.1. соединительный ( и, да в значении и );
3.1.2. противительный ( а, но, да в значении но );
3.1.3. разделительный ( то…то, не то…не то );
3.1.4. присоединительный ( и, да и );
3.1.5. градационный ( не столько…сколько );
3.1.6. пояснительный ( то есть, или в значении то есть ).
3.2. Разряды подчинительных союзов:
3.2.1. изъяснительный ( что, чтобы, будто );
3.2.2. времени ( когда, пока, едва );
3.2.3. причины ( потому что, так как, ибо );
3.2.4. цели ( чтобы, для того чтобы );
3.2.5. условия ( если, ежели, раз );
3.2.6. уступки ( хотя, несмотря на то что );
3.2.7. следствия ( так что );
3.2.8. сравнения ( как, как будто );
3.2.9. другие значения.
4. Разряд по структуре:
4.1. простой ( а, и, но );
4.2. сложный ( чтобы );
4.3.1. составной нерасчлененный ( потому что );
4.3.2. составной расчлененный ( не столько…сколько, чем…тем ).
5. Разряд по образованию:
5.1. первообразный ( и, а, но );
5.2. образованный путем перехода из местоимений ( что, как );
5.3. образованный путем перехода из наречий ( ровно, точно );
образованный путем перехода из имен существительных ( благо ).
6. Одиночный или повторяющийся.
Примерный вариант разбора
Писатель должен пристально изучать каждого человека, но любить, конечно, не каждого (К. Паустовский).
Но – союз.
• Минимальный контекст: ( должен изучать каждого человека ), но ( любить не каждого ).
• Соединяет однородные члены предложения.
• Сочинительный, противительный.
• Разряд по структуре – простой.
• Разряд по образованию – непроизводный.
• Одиночный.
Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба (К. Паустовский).
Что – союз.
• Минимальный контекст: ( я узнал ), что ( осень смешала ).
• Союз присоединяет придаточную предикативную единицу к главной.
• Подчинительный, изъяснительный.
• Разряд по структуре – простой.
• Разряд по образованию – производный, союз что образован путём перехода из местоимения.
• Одиночный.
Нам нужно сажать леса не только для восстановления природных сил земли, но и для нашего хозяйства (К. Паустовский).
Не только, но и – союз.
• Минимальный контекст: ( нужно сажать ) не только ( для восстановления ), но и ( для хозяйства ).
• Союз соединяет однородные члены предложения.
• Промежуточный между сочинением и подчинением (в традиционном понимании – сочинительный), градационный.
• Разряд по структуре – составной расчленённый (парный, двойной).
• Одиночный.
Школьный разбор
Частица
1. Выписать частицу.
2. Назвать, к чему относится частица:
2.1. к слову;
2.2. к словосочетанию;
2.3. к предложению;
2.4. является нечленимым предложением.
3. Разряд по значению:
3.1. указательная частица ( вот, вон );
3.2. определительно-уточняющая ( точно, именно, почти );
3.3. выделительно-ограничительная ( лишь, только, всё, исключительно );
3.4. усилительная ( даже, же, и, ведь, просто );
3.5. утвердительная ( да, так, точно, определённо );
3.6. отрицательная ( не, ни, нет );
3.7. вопросительная ( ли, разве, неужели );
3.8. сравнительная ( как, словно, точно, вроде );
3.9. указывающая на чужую речь ( мол, якобы, дескать );
3.10. формообразующая ( бы, пусть, да ).
4. Разряд по структуре:
4.1. простая ( ли, не, же, как, точно );
4.2. составная ( что за, вряд ли, как раз ).
5. Разряд по положению:
5.1. препозитивная ( да, не );
5.2. постпозитивная ( ли );
5.3. с непостоянным местом ( же ).
6. Разряд по образованию:
6.1. первообразная ( ли, да, не );
6.2. образованная путем перехода из местоимений ( что, как, себе );
6.3. образованная путем перехода из наречий ( точно, только );
6.4. образованная путем перехода из глаголов ( чуть, ведь );
6.5. образованная путем перехода из имен числительных ( один );
6.6. частицы, омонимичные с союзами ( и, да ).
Примерный вариант разбора
Прислушиваясь к ночным звукам, он думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано (К. Паустовский).
Не – частица.
• Минимальный контекст: ( ничего ) не ( сделано ).
• Частица относится к слову.
• Препозитивная.
• Отрицательная.
• Первообразная (непроизводная).
А мыс Лукулл – это всего лишь порог того дома, который зовётся Севастополем (П. Сажин).
• Минимальный контекст: всего лишь ( порог ).
• Частица относится к слову.
• Место непостоянное.
• Усилительная.
• Производная составная.
Школьный разбор