Модальные слова. Служебные части речи. Междометия. Функциональные омонимы многочленных рядов.
Страница 12 из 17
Модальные слова
Раскройте содержание модальности как понятийной категории. Какие лексические, морфологические, синтаксические средства выражения модальности вам известны? Ответ подтверждайте примерами.
Покажите, как рассматривается вопрос о модальных словах в русской лингвистике. Что по этому поводу говорили Л.В. Щерба и В.Н. Сидоров? [Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1957. – С. 63–84; Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литературного языка. – М.: Учпедгиз, 1945. – С. 232–233].
Сопоставьте цитаты:
«При этом, однако, В.В. Виноградов не выделял модальные слова как особую часть речи в русском языке» [Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высш. шк., 1981. – С. 354. Автор данного раздела И.Г. Милославский].
«Модальные слова как особая часть речи были введены в русскую грамматику В.В. Виноградовым» [Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М.: Просвещение, 1976. – С. 188].
«Учитывая особое категориальное значение и специфически грамматические функции, модальные слова впервые выделил в самостоятельную часть речи В.В. Виноградов» [Современный русский язык: В трех частях. Ч.2: Словообразование. Морфология / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 421].
Прочитайте соответствующий раздел в работе Виноградова В.В. Русский язык: (грамматическое учение о слове). – М.: Высш. шк., 1972 , а также: Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Труды Института русского языка АН СССР. – Т.2. Введение. – М.: Л., 1950 – и ответьте на вопрос: Кто из лингвистов правильно отразил точку зрения В.В. Виноградова? Какое еще замечание к терминологии, использованной в последней цитате, вы можете добавить?
Считаете ли вы возможным выделение модальных слов в отдельную часть речи? Если да, покажите дифференциальные признаки этой части речи, раскройте морфологические и синтаксические признаки этих слов. Если нет, аргументируйте свое мнение. Что означает «узкое» и «широкое» понимание модальных слов как части речи? Как соотносятся понятия модальных и вводных слов?
Как рассматривает модальные слова Грамматика–1980?
Назовите семантические разряды модальных слов и покажите содержание каждого из них.
Прочитайте и законспектируйте статью «Модальность» в энциклопедии «Русский язык» [С . 145–146 ] . Ответьте на вопросы: Почему словарная статья названа «Модальность», а не «Модальные слова»? Каков круг явлений, включаемых в модальность? Что такое объективная и субъективная модальность? Назовите средства выражения субъективной модальности.
Предлог
Дайте определение предлога. Покажите особенности этой служебной части речи.
Обладает ли предлог лексическим значением? Аргументируйте свою точку зрения.
На примерах покажите многозначность большинства предлогов.
Какие отношения выражают предлоги совместно с именами существительными, местоимениями. Перечислите основные типы отношений, приведите примеры. Покажите взаимосвязи предлогов и падежей.
Рассмотрите случаи синонимичного употребления предлогов в – на, с – из в пространственном значении (типа в Крыму, на Кавказе, из Крыма, с Кавказа ). Назовите правила, которыми определяется выбор нужного предлога [См.: Бондаренко В.С. Предлоги в современном русском языке. – М.: Учпедгиз, 1961. – С. 20–27 и др.].
Назовите типы предлогов по структуре. Может ли предлог состоять из трех слов ( типа по направлению к, в связи с )? Объясните природу таких единиц.
Охарактеризуйте типы предлогов по образованию. От каких частей речи образуются предлоги путём диахронной трансформации? Какую роль при переходе играет категориальная и разрядовая семантика исходного слова? Какое значение – конкретное или отвлечённое – имеют существительные, выступающие в роли исходных слов? Все ли слова с отвлечённым значением могут переходить в предлоги? Почему препозиционализации подвергается из беспредложных форм имен существительных только творительный падеж? [См.: Черкасова Е.Т. Переход полнозначных слов в предлоги. – М., 1967]. Что происходит с наречиями при переходе в предлоги?
Какие тенденции языкового развития отразились в формировании предлогов в течение, в продолжение, на протяжении? [См: Черкасова Е.Т. Переход полнозначных слов в предлоги. – М., 1967]
Почему производные предлоги обладают ограниченной способностью сочетаться с именами существительными, местоимениями?
Установите логико-грамматический параллелизм предлогов и союзов в конструкциях типа Петр с Терентием, приехали с целью отдохнуть и под.
Сформулируйте основные проблемы, касающиеся предлогов, отражённые в книге Г.А. Золотовой «Очерк функционального синтаксиса русского языка» («О предлоге») [См.: Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М.: Наука, 1973].
Союз
Дайте определение союза как служебной части речи.
Назовите типы союзов по семантике и синтаксическим свойствам, по происхождению, по структуре. Чем отличаются подчинительные союзы от сочинительных? Какие отношения могут выражать сочинительные союзы?
Могут ли союзы состоять из двух, трех и более слов (типа несмотря на то что )? В чём состоит специфика таких единиц, как они называются в лингвистической литературе?
Какие союзы можно назвать отрицательно-утвердительными? [См. Попов Ф.В. Отрицательно-утвердительные союзы в современном русском языке // Рус. яз. в шк. – 1975. – № 6. – С. 85–89].
Какие союзы относятся к «семантическим» и «асемантическим» [См.: Бабайцева В.В. Лингвометодические основы изучения сложного предложения в У III классе // Рус. яз. в шк. – 1974. – № 3. – С. 18–27 ]
Назовите союзы, которые не употребляются в простом предложении.
Какие союзы называются градационными? В чем их особенности? [См.: Рогожникова Р.П. Градационные союзы в русском языке // Рус. яз в шк. – 1971. – № 3. – С. 84–89 ].
В учебнике Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова говорится: «В функции союзов употребляются многие самостоятельные слова, относящиеся к различным частям речи (союзные, относительные слова) …». Согласны ли вы с таким мнением? Может ли одна часть речи «употребляться в функции» другой части речи? Как объяснить союзную функцию относительных местоимений? Назовите критерии разграничения союзов и так называемых «союзных слов», приведите примеры.
За счёт каких частей речи пополняются союзы в русском языке? Покажите особенности перехода местоимений, деепричастий, имен существительных, наречий в союзы.
Какие союзы называют «составными» (лексиями)? Как они сложились? Какие отношения они способны передавать? Покажите это на примерах.
Частица
Когда частицы были выделены в качестве самостоятельной части речи? Как частицы представлены в работах В.В. Виноградова? Раскройте широкое и узкое понимание термина «частица».
Дайте определение частицы как служебной части речи.
Как рассматриваются частицы в современной лингвистике в свете теории прагматической и когнитивной лингвистики?
Кто впервые в русистике разработал сравнительно полную семантическую классификацию частиц?
Какие семантические разряды выделяет Русская грамматика–80, учебник Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова, действующий школьный учебник? Сравните их, критически проанализируйте и назовите наиболее объективную, с вашей точки зрения, классификацию. Для удобства приводим несколько классификаций.
Разряды частиц по функциям (по классификации Русской грамматики–80 ):
• Формообразующие частицы: давай(те), бы, пускай, да, пусть.
• Отрицательные частицы: не и ни.
• Вопросительные частицы: а, ли, ( ль ), не … ли, неужели, никак (просторечн.), ужели (устар.), разве, что за, что ли, как.
• Частицы, характеризующие действие по протеканию во времени или по результативности: было, бывало, бывает, чуть (было), не, едва (было) не, как, мало не (просторечн.), только что не, нет-нет (да) и, так и.
• Модальные частицы: пусть, да, ведь, вот, вон, всего, да, еще, же, именно, лишь, ну, просто, прямо, давай, только, самое, себе и др. [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 725–731].
Разряды частиц по значению (классификация Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова):
о п р е д е л и т е л ь н о – у т о ч н я ю щ и е: точно, именно, ровно, как раз, подлинно, почти, I . Частицы, имеющие смысловые значения:
• у к а з а т е л ь н ы е: вот, вон, оно, во ;
• приблизительно, чуть не и др.;
• в ы д е л и т е л ь н о – о г р а н и ч и т е л ь н ы е: лишь, только, только лишь, разве лишь, все, исключительно, единственно, всего-навсего, хоть, хотя бы, хоть бы и др. К этой группе примыкают у с и л и т е л ь н ы е ч а с т и ц ы, которые также могут выступать в функции выделения: даже, даже и, же, и, ведь, уже (уж), ну, ни, еще, то, просто, прямо, положительно, определенно, решительно и др.
II . Э м о ц и о н а л ь н о – э к с п р е с с и в н ы е частицы: что за, как, вот так. куда, где там, куда там, что там, то-то, вот, ну и, о и др.
III. М о д а л ь н ы е ч а с т и ц ы:
• у т в е р д и т е л ь н ы е: да, так, точно, определенно, как же, ага, угу и др.;
• о т р и ц а т е л ь н ы е: не, ни, нет, вовсе не, отнюдь не и др.;
• в о п р о с и т е л ь н ы е: ли, разве, неужели, ужели, что, а, да, что ли и др.;
• с р а в н и т е л ь н ы е: как, как бы, словно, будто, как будто, будто бы, точно, вроде и др.;
• частицы, у к а з ы в а ю щ и е н а ч у ж у ю р е ч ь: -де, дескать, мол, якобы.
Традиционно выделяемые с л о в о о б р а з у ю щ и е частицы ( -то, -либо, -нибудь, кое-, не-, ни- ), по мнению Н.М. Шанского и А.Н.Тихонова, должны рассматриваться в словообразовании; ф о р м о о б р а з у ю щ и е частицы ( пускай, пусть, да, бы, дай-ка, дайте(-ка), давай(-ка ), давайте(-ка) должны рассматриваться при изучении грамматической категории наклонения, постфикс – ся в формообразующей функции – в морфологии (как залогообразующая морфема). [Шанский, Тихонов, с. 253–255].
В чем проявляется уязвимость классификации Русской грамматики–80 и школьной? Аргументируйте свое мнение.
Какие частицы участвуют в выражении грамматических значений? Какие значения они выражают?
Какие частицы и как нужно отграничивать от морфем? В чём сущность проблемы частиц и приставок не и ни? [См.: Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М.: Просвещение, 1976. – С. 193–196].
Назовите способы образования частиц. Слова каких частей речи выступают в качестве исходных форм при диахронной трансформации? Как следует разграничивать полученные в результате перехода функциональные омонимы?
Междометия. Звукоподражательные слова
Дайте определение междометий. Какое положение занимают междометия в системе частей речи, почему?
Какие семантические классификации существуют в современной лингвистической литературе? Сравните классификации В.В. Виноградова, А.И. Германовича и учебника современного русского языка Н.М. Шанского и А.Н.Тихонова. Какая их них, по вашему мнению, является наиболее убедительной, почему? Для удобства кратко излагаем названные классификации.
Семантико-грамматические разряды междометий по В.В. Виноградову :
Непроизводные междометия, с помощью которых выражаются чувства, эмоции: а!, ах!, ба!, айда!, ура!, спасибо!, то-то, ужо, э!, эх!, и!, ну-уж!, тьфу!, фи!, у!, а!, фу!, ух!, ой-ой!, у-у!, ах!, ох!, о!, увы!
• Эмоциональные междометия, производные от существительных: глупости!, страсть!, беда!, ужас!, горе!, батюшки!
• Междометия, дающие эмоциональную характеристику или оценку состояния: Дело табак!, крышка!, каюк!, капут, фюить! и т.п.
• Междометия, которые выражают волевые изъявления, побуждения (междометные императивы): вон!, прочь!, долой!, полно!, ну!, ну-те!, брысь!, стоп!, но!, цыц!, тс!, шш! и др.
• Междометия, выражающие эмоционально-волевое отношение к речи собеседника, реакцию на нее: да!, конечно!, а?, ась?, что? (оклик), ой ли? и др.
• Междометия, являющиеся своеобразными звуковыми жестами, которыми обмениваются соответственно общественному этикету знакомые или встречные в разных случаях жизни: спасибо!, мерси!, благодарствуйте!, здрасьте! и др.
• Бранные междометия.
• Звательные (вокативные) междометия: господи! и др.
• Воспроизводящие или звукоподражательные восклицания: бац!, хлоп!, бух! и др.
• Междометные глагольные формы, располагающиеся почти за пределами междометий: хлоп!, шасть!, трах!, фью! и др. [Виноградов В.В. Русский язык: (грамматическое учение о слове). – М: Высш. шк., 1972].
А.И. Германович выделяет две основных группы междометий:
• эмоциональные: эх!, ох!/ а!, ого!, дудки! и под . Они служат для выявления отношений человека к действительности, к речи собеседника. Их специфика заключается в том, что значения этих слов «выражаются интонацией»;
• императивные междометия – средство волеизъявления. Это команды, приказы, запрещения: Марш!, Вперёд!, Стоп!, Цыц! и под . [Германович А.И. Междометия русского языка. – Киев: Радянська школа, 1966. – 172 с.].
Разряды междометий по значению ( по Н.М. Шанскому и А.Н. Тихонову ):
• э м о ц и о н а л ь н ы е: э!, о!, ах!, ба!, ох!, и!, ой!, увы!, ура!, фу!, ух!, айда!, а!, ну!, ай!, у!, тьфу!, батюшки!, господи!, ого!, эге!, фи!, браво!, бис!, вот так так! и др.;
• п о б у д и т е л ь н ы е (императивные, повелительные): вон!, цыц!, чу!, тсс!, эй!, алло!, ау!, о-го-го1, цып-цып!, киш!, но-о!, брысь!, ну!, марш!, пли!, стоп!, апорт!, тубо! кусь!, цобе! и др. Они делятся на несколько групп: а) междометия со значением повеления, побуждения; б) междометия, служащие сигналом к вниманию, выражающие призыв откликнуться; в) междометия, при помощи которых отгоняют или подзывают кого-либо.
Вне этих двух семантических типов междометий остаются различные типы вежливости, слова, выражающие приветствие, прощание, благодарность и др.: здравствуй(те)!, прощай(те)!, извините!, спасибо! благодарю!, мерси! и т. п. Однако их отнесение к междометиям не является общепринятым, поэтому авторы не выделяют их в самостоятельный разряд. Не относят они к междометиям и так называемые глагольные междометия: бац!, бух! трах!, цап!, шасть! и т. п., считая их глагольными формами.[Современный русский язык: В 3-х частях. Ч.2: Словообразование. Морфология / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987].
Назовите грамматические особенности междометий.
Каковы источники пополнения междометий в русском языке? Слова каких частей речи переходят в междометия путем диахронной трансформации? Как разграничиваются полученные функциональные омонимы?
В учебнике Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова отмечена «способность междометий субстантивироваться, употребляясь в функции членов предложения» [С.260]. В качестве примеров приводятся следующие: Молодость-то … ау ! Скучно так, что ой-ой-ой ! и др. Можно ли согласиться с такой трактовкой « субстантивации междометий » ? Аргументируйте свою точку зрения.
Можно ли отметить у междометий связь между количеством входящих в слово букв (звуков), с одной стороны, и способом их образования (первичностью или производностью) – с другой?
Можно ли отметить у анализируемых слов связь между происхождением междометия и количеством значений в нём (ср. значения у первообразных междометий а!, о! и под. и у производных караул!, ура! и т. д.). Свой ответ подтвердите примерами.
Приведите примеры звукоподражаний. Являются ли они частью речи? Внесены ли звукоподражания в толковые словари? Покажите грамматические особенности звукоподражаний.
Охарактеризуйте вклад, внесённый в изучение междометий А.И. Германовичем.
Трансформациология
Кратко охарактеризуйте традиционную систему частей речи, покажите, чем вызвана необходимость ее пересмотра, уточнения, дополнения. Как интерпретировались факты перехода из одной части речи в другую в работах русских ученых Х1Х–начала ХХ в. Н.И. Греча, Ф.И. Буслаева, А.М. Пешковского, А.А. Шахматова? Чем характеризуется, по вашему мнению, первый этап разработки теоретических вопросов переходности на уровне частей речи? Почему изучение переходных явлений началось не с создания общей теории, а с описания отдельных процессов переходности?
Как представлены переходные явления в работах В.В. Бабайцевой? Охарактеризуйте два типа переходности, выделенные ею. Покажите «шкалу переходности» В.В. Бабайцевой, приведите примеры её использования.
Какой вклад в теорию переходности внёс В.Н. Мигирин? Прореферируйте его монографию [Мигирин В.Н. Очерки по теории процессов переходности в русском языке: Учебное пособие для студентов. – Бельцы, 1971. – 198 с.]. Какие перспективы в изучении переходных явлений видит В.Н. Мигирин и какие из них являются, на ваш взгляд, первоочередными для современной лингвистики?
Раскройте объём и содержание понятия «переходность на уровне частей речи». Покажите два качественно различных вида «переходных явлений»: трансформацию (диахронные преобразования) и контаминацию («гибридность» слова на синхроном срезе языка). Рассмотрите соотношение понятий «переходность», «переход», «трансформация», «трансформант», «гибридность», «контаминация», «синкретизм», «периферийность» на уровне частей речи. Почему конверсию и транспозицию следует рассматривать как смежные явления по отношению к названным выше? В каких отношениях находятся понятия «переходность в области частей речи» и «словообразование»?
Дайте понятие иммиграционной и эмиграционной трансформации. Рассмотрите вопрос о «полной» и «неполной», «обратимой» и «необратимой», «устойчивой» и «неустойчивой» трансформации.
Что такое «функциональный омоним»? Какие виды функциональных омонимов выделены в науке о языке?
Представьте типологию основных иммиграционных процессов в области частей речи, рассмотрите каждый из них с позиций синхронии, сопоставив лексико-грамматические характеристики исходного слова и трансформанта.
Дайте понятие субстантивации, отграничьте это явление от окказионального употребления слов в несвойственной данной части речи синтаксической функции (так называемой «инкрустации»). В связи с этим ответьте на вопросы: Подвергаются ли субстантивации служебные части речи, модальные слова, междометия? Можно ли говорить о субстантивации глаголов, наречий, слов категории состояния, местоимений, числительных? Какие точки зрения существуют по этому вопросу? Выскажите собственное мнение и аргументируйте его. Покажите особенности субстантивации имён прилагательных, причастий. Рассмотрите лексические и грамматические особенности субстантивированных слов, обратите особое внимание на категорию рода субстантиватов.
Дайте понятие адъективации. Как гибридность причастий влияет на содержание процесса адъективации? Покажите особенности адъективации действительных и страдательных причастий, семантические и грамматические особенности адъективатов. Могут ли переходить в прилагательные другие части речи? Аргументируйте свою точку зрения.
Докажите ограниченность процессов нумерализации и вербализации в русском языке. Какие причины, по вашему мнению, тормозят образование имён числительных, глаголов (в том числе и традиционно выделяемых его форм: причастия, деепричастия) путём перехода из других частей речи?
Дайте понятие прономинализации, покажите влияние семантического фактора на образование местоимений путём диахронной трансформации. Рассмотрите переход имён прилагательных и причастий в местоимения. Как решается в лингвистической литературе вопрос о прономинализации имён существительных и числительных?
Дайте понятие адвербиализации. За счёт каких частей речи путём диахронной трансформации пополняются наречия? Подробно рассмотрите адвербиализацию имен существительных и деепричастий.
Какие части речи пополняют безлично-предикативные слова в процессе предикативации? Назовите две основных точки зрения по вопросу об исходных формах для безлично-предикативных слов. Какие лексические и грамматические изменения происходят в трансформанте в сопоставлении с исходной формой? Покажите особенности перехода имён существительных в безлично-предикативные слова. Назовите критерии разграничения форм сравнительной степени имён прилагательных, наречий, безлично-предикативных слов.
Дайте понятие модаляции. Какие части речи пополняют класс модальных слов путем диахронной трансформации? Покажите особенности модаляции наречий, глаголов, имен существительных; рассмотрите вопрос о модаляции словосочетаний.
Раскройте содержание препозиционализации как одного из активных процессов в русском языке. Рассмотрите особенности перехода в предлоги наречий, деепричастий, имён существительных.
Дайте понятие конъюнкционализации. Какие части речи подергаются конъюнкционализации? Покажите особенности перехода местоимений в союзы; назовите критерии разграничения омонимичных союзов и так называемых «союзных слов».
Охарактеризуйте содержание процесса партикуляции. Рассмотрите особенности перехода в частицы местоимений, имён существительных, наречий.
В чём заключается переход разных частей речи в междометия? Покажите особенности интеръективации имён существительных и наречий. Как решается вопрос об интеръективации глаголов?
Рассмотрите содержание иммиграционных процессов в системе знаменательных частей речи. Как решается вопрос о переходе служебных частей речи, модальных слов и междометий в другие части речи?
Дайте понятие двучленных рядов (омопар) и многочленных рядов функциональных омонимов. Какое количество функциональных омонимов в многочленном ряду считается наибольшим?
Какими частями речи выражены функциональные омонимы двучленных рядов? Перечислите, во-первых, функциональные омонимы, выраженные знаменательными частями речи (типа имя прилагательное столовая – субстантиват столовая ), во-вторых, функциональные омонимы, выраженные знаменательными и служебными частями речи (типа наречие вокруг – предлог вокруг ).
Приведите примеры функциональных омонимов трёхчленных, четырёхчленных, пятичленных и шестичленных рядов функциональных омонимов.
Сравните словарные статьи о словах хорошо и просто в разных толковых словарях. Ознакомьтесь со статьями: Бабайцева В.В. Лексико-грамматические свойства слов со звуковым комплексом «хорошо» // Филологические науки. Вопросы синтаксиса русского языка. – Тамбов, 1973. – С.113–119; Баудер А.Я. Какая часть речи слово просто ? // Рус. яз в шк. – 1975. – № 6. Согласны ли вы с предложенными трактовками? Назовите собственную точку зрения. Какими частями речи представлены звуковые комплексы что, как, когда ?
Раскройте сложившееся в современной лингвистике понимание переходности в области частей речи с позиций синхронии (в отличие от переходности как диахронной трансформации). Вследствие каких явлений в русском языке возникают «гибридные слова» (контаминанты)? (См.: Бабайцева В.В. Гибридные слова в системе частей речи современного русского языка // Рус. яз. в шк. – 1971. – № 3. – С. 81–84; Сидоренко Е.Н. Части речи и контаминанты в современном русском языке: к постановке проблемы // Рус. языкознание. – К.: Выща шк., 1982. – Вып. 4. – С. 58–64).
Какие лексико-грамматические классы слов являются гибридными? Дайте типологию контаминантов. Какие дифференциальные признаки глаголов и имён прилагательных объединяются в причастиях? Как при этом трансформируются категории вида и времени?
Покажите гибридный характер деепричастий. Какие глагольные признаки представлены в них и как они трансформируются при этом?
Как в лингвистической литературе квалифицируются слова типа тысяча, миллион, миллиард ? Изучите статью Н.М. Шанского «Числительные или существительные слова тысяча, миллион и миллиард ?», помещенную в журнале «Русский язык в школе», 1972, №2. Какие признаки имён числительных и существительных находит автор в данных словах? Убеждает ли вас вывод, предложенный Н.М. Шанским, о принадлежности слов типа тысяча к именам числительным? Аргументируйте свою точку зрения. Существуют ли другие слова, совмещающие свойства имен числительных и существительных? Можно ли рассматривать порядковые слова как контаминанты или их следует выделить в особый разряд имен прилагательных? Обоснуйте свое мнение.
Какие контаминанты совмещают признаки местоимений и других частей речи? Назовите их.
Перечислите местоименно-союзные контаминанты. Почему так называемые относительные местоимения (в широком понимании термина «местоимение») следует вывести за пределы этой части речи? Какие признаки местоимений и союзов объединены в них? Что дало им возможность называться «союзными словами» в синтаксисе?
Перечислите контаминанты, совмещающие свойства местоимений, омонимичных вопросительным, и частиц. Как они называются в лингвистической литературе? В каких предложениях встречаются?
Какие контаминанты объединяют в себе свойства неопределенных местоимений и частиц, определительных местоимений и частиц? Докажите, что слово самый следует вывести из состава местоимений и квалифицировать его как прономинально-партикулянтный контаминант.
Охарактеризуйте контаминанты, совмещающие свойства отрицательных местоимений и безлично-предикативных слов [См.: Сидоренко Е.Н. Особенности семантики и грамматики местоименно-предикативных контаминантов типа негде // Исследования лексической и грамматической семантики современного русского языка. – Симферополь, 1983. – С. 85–94].
Покажите особенности контаминанта который , совмещающего, во-первых, признаки местоимений и союзов, во-вторых, – категориальную соотносительность с именами существительными и прилагательными.
Можете ли вы привести примеры других контаминантов, не названных ранее? Как теория контаминантов помогает решить проблему частей речи?
К переходным явлениям относят также единицы, семантически и функционально эквивалентные, но структурно более усложненные, состоящие из нескольких слов. В лингвистической литературе подобные единицы получили название лексий (Б.Потье), функтивов (М.И. Черемисина), составных союзов, предлогов и т. д. Какие типы лексий вам известны? Составьте список лексий – эквивалентов предлогов, союзов, частиц.
Обобщив известные вам факты, сделайте выводы о разных подходах к явлению переходности на уровне частей речи.