Прошедшие события

Вверх на один уровень

прошедшие события проекта

Данный поиск не дал результатов.

Вложенные Программируемые Папки:

Беседы любителей русского слова: православное духовенство о языке (круглый стол; совместно с РОПРЯЛ) НБЦ СЛОВО — Последнее изменение: 2006-05-13 15:22 24 октября 2005 года в рамках программы «Русский язык и современная Россия», которую реализуют Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) и Санкт-Петербургский государственный университет при поддержке «Благотворительного фонда В. Потанина», и подготовки фестиваля русской речи «Русское слово» состоялся круглый стол «Беседы любителей русского слова: православное духовенство о языке», в котором приняли участие священнослужители Русской Православной Церкви, студенты и преподаватели Санкт-Петербургского университета, учащиеся Академической гимназии при СПбГУ, историки, искусствоведы и др. На круглом столе были подняты следующие вопросы: Можно ли говорить об утрате словом в современной жизни своей духовной сущности? Существуют ли критерии, позволяющие оценить истинность и искренность слова? Как соотносится речь и молчание в жизни Церкви? Может ли молчание быть особой формой речи? Какое значение, по Вашему мнению, имеет красота речи? Может ли словесная красота быть злом, обольщать, или красота слова уже сама по себе есть добро? Язык Церкви во многом архаичен. Как это сочетается с современной жизнью России? Какова должна быть деятельность Церкви в области языковой политики и нужна ли она вообще? В дискуссии приняли участие: профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Петр Евгеньевич Бухаркин, председатель Издательского отдела «Санкт-Петербургский Церковный вестник» протоиерей Александр Сорокин, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования протоиерей Георгий Митрофанов, доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии настоятель храма св. вмц. Екатерины при Академии художеств игумен Александр (Федоров), доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии руководитель научно-богословского центра междисциплинарных исследований «Слово», настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном университете протоиерей Кирилл Копейкин и многие другие. По материалам работы круглого стола подготовлен сборник, включающий в себя ответы на опросный лист, интервью, стенограмму круглого стола и другие материалы. Христианская антропология (семинар) НБЦ СЛОВО — Последнее изменение: 2006-05-13 15:10 13 мая 2005 года на филологическом факультете СПбГУ состоялся очередной семинар НБЦ «СЛОВО» — «Христианская антропология». С точки зрения христианской традиции принципиальное отличие человека от всех остальных живых существ заключается в его словесности, логосности (напомним, что греческое, традиционно переводимое как “слово”, имеет широчайший спектр значений, в том числе: I) речь, изречение; условие, договор; рассказ, история, сочинение; положение в философском учении; дело; II) счет (число); соотношение, пропорция, соразмерность; вес (пер.); забота (пер.); III) разум, разумное основание, причина, смысл, понятие). Один лишь человек творится по образу и подобию Бога-Слова. Декларируя богообразность и богоподобие человека, билейский текст говорит не просто о «форме» божьего «отпечатка» в нем, но свидетельствует о его энергийной, «действовательной» природе. Именно богоподобие и делает человека способным к диалогу со своим Творцом. В этой способности ответствовать Богу – суть христианства. Только в этом диалоге осуществляет человек свою специфичность, только так, в предстоянии абсолютной Личности, человеческая личность достигает своей подлинной реализации. Диалог этот осуществляется в литургическом словесномъ служенiи – (Рим. 12, 1) – Церкви. И в контексте этого диалога человек, именуя мироздание, осваивает его. Именно слово определяет место человека в бытии, именно логосный, «ословесенный» мир, в сфере которого и возникает специфически человеческий культурный образ мира, на основании которого человек пытается понять и изменить мироздание, является той «подлинной реальностью», в которой он существует. Материя и сознание (семинар) НБЦ СЛОВО — Последнее изменение: 2006-05-17 13:12 16 мая 2006 года на филологическом факультете СПбГУ прошел очередной семинар, организованный научно-богословским центром СЛОВО. Доклад прот. Кирилла Копейкина и обсуждение этого доклада были посвящены рассмотрению архетипических структур квантовой физики. Один из крупнейших физиков ХХ века Вернер Гейзенберг считал, что исследуя окружающий его объективный мир человек в конце концов «обретает самого себя», а Вольфганг Паули, внесший существенный вклад в создание квантовой механики, утверждал, что фундаментальные структуры психики находят символическое отражение в естественнонаучных построениях. Примечательно, что близко знакомый с Паули и сотрудничавший с ним Карл Густав Юнг полагал, что «рано или поздно ядерная физика и психология бессознательного должны будут сблизиться, по мере того, как они, независимо друг от друга и продвигаясь в противоположных направлениях, будут осуществлять прорыв на территорию трансцендентального: одна – с помощью понятия атома, другая – посредством понятия архетипа. В конце концов мы должны прийти к согласованию физических и психологических понятий». На подступах к методологии лингвистической антропологии (семинар) НБЦ СЛОВО — Последнее изменение: 2006-05-13 15:05 15 апреля 2005 года на филологическом факультете СПбГУ состоялся очередной семинар НБЦ «СЛОВО» — «На подступах к методологии лингвистической антропологии». Верификация научного знания основана на том, что вводится понятие независимых объекта и субъекта; предметы составляющие объект неразличимы и взаимозаменяемы; персоны, играющие роль субъектов взаимозаменимы и деперсонифицированы. К недостаткам критериев научности относят необходимые ограничения как на роль субъектов (навыки, необходимость нахождения в определенной научной традиции), так и на роль объектов (условие наблюдаемости – повторяемость; параметры наблюдения, которые могут быть зарегистрированы известными способами). В результате реальность подменяется моделью. Принципиальная ограниченность парадигмы определяется тем обстоятельством, что все понятия, используемые для научного описания какой-либо определенной области, должны быть рядоположеннными. Логико-математическое обоснование научного знания обеспечило науке автономное развитие, но и предрешило ее кризис. Подлежит обсуждению вопрос перебазирования науки на основания лингвистические. До настоящего времени вопрос не мог быть так поставлен, ибо в академической лингвистике отсутствует конструктивное представление о языке, так что ее и вовсе невозможно рассматривать в кругу естественных наук. Располагаясь между философией/богословием и естествознанием, естественнонаучная концепция языка способна обеспечить единство человеческого познания. Первоначальные опыты такого рода принадлежали славянофилам, отправлявшимся от лингвистических (по заключению Хайдеггера) установок Канта-Гумбольдта. Лингвистическая антропология творилась наряду с антропологией христианской, нашедшей воплощение в художественном творчестве Достоевского. Из него вышли и таким образом наследовали славянофилам русские религиозные философы: «тень серебристая угаснувшего утра». Проблема традиции: языки и тексты традиций (семинар) НБЦ СЛОВО — Последнее изменение: 2006-05-13 15:03 11 марта 2005 года на филологическом факультете СПбГУ прошел второй семинар НБЦ «Слово» — «Проблема традиции: языки и тексты традиций. Религиозный опыт и проблема его выражения в языке (литургическом языке, языке художественного произведения, языке музыки, изобразительном языке и т.п.)». В современной социогуманитарной мысли понятие традиции бытует в различных непересекающихся категориально-смысловых полях. Дискурс Нового Времени, устанавливающий господствующий ныне канон рациональности, трактует традицию как унаследованные формы жизни, внешние для человека. Они подлежат испытанию разумом. Культурное произведение всегда плод индивидуального усилия, всегда исход из традиции. В самообнаружении традиционного сознания и в новейшем понимании диалоговой природы гуманитарного познания выявляется другой облик традиции. Именно традиция хранит и порождает условия происхождения уникального события, в котором человек осуществляет великий переход за пределы обусловленности природными обстоятельствами к достоверности бытия духа. Прочность и культурная значимость творческого акта испытуется в момент встречи опыта личного дерзания с традицией. Пространство культуры подобно фейерверку как там из невидимой точки взрыва разлетаются в брызгах огней, проникая друг в друга, сквозные разноцветные сферы, так здесь доступные гуманитарному исследованию тексты традиции свидетельствуют о едином для каждой пространстве языка традиции, указующего на недоступный внешнему описанию уникальный опыт духовного взыскания и духовного роста, составляющий смысловое средоточие традиции. Среди традиций культуры особое место занимают религиозные традиции. Они многообразны. Многообразен религиозный опыт. Что есть религиозный опыт? Как традиция ведет к обретению религиозного опыта и как удостоверяет его? Возможно ли обретение религиозного опыта вне традиции? Как возможно соотнесение внешнего и внутреннего описания опыта традиции? К указанным вопросам постоянно обращается гуманитарная мысль ХХ века: Хайдеггер, Джемс, Леви-Стросс, Гадамер, Бахтин, Флоровский, В.Н.Лосский, прот. И. Мейендорф. Прот. Герасим Павский как родоначальник отечественной традиции лингвистической антропологии (семинар) НБЦ СЛОВО — Последнее изменение: 2006-05-13 15:02 18 февраля 2005 года на филологическом факультете СПбГУ был проведен первый семинар научно-богословского центра СЛОВО, посвященный родоначальнику отечественной традиции лингвистической антропологии Герасиму Петровичу Павскому. Традиция рассматривать естественный язык изнутри компетенции его носителя получила развитие в трудах российских лингвистов. Основоположник традиции – прот. Герасим Павский (1787-1863) начинал свое лингвистическое поприще как гебраист. Его занимала богодухновенность Библейского текста. В дальнейшем Павский был активным сотрудником первого российского Библейского общества, т.е. занимался организацией, осуществлением, редактированием ранних переводов Библии на современный русский язык. Следуя традиции гебраистики, но учитывая и достижения бурно развивавшегося сравнительно-индоевропейского языкознания, Г.П. Павский в своих «Филологических наблюдениях над составом русского языка» шел, так сказать, от буквы к слову. В соответствии с тем, как это было сформулировано позднее, его занимало не столько то, как «мы владеем языком», сколько то, как «язык владеет нами», что вполне согласуется с представлениями В.Гумбольдта: «Язык есть не мертвый продукт (Erzeugtes), а созидающий процесс, порождение (Erzeugung)». К Павскому примыкал и оппонировал ему М.Н. Катков (1818-1887). Константина Аксакова (1817-1860) преимущественно занимала проблема самобытности русской грамматики. Эти идеи были специально разработаны грамматистом Н.П. Некрасовым (1823-1913). Хотя труды представителей традиции относятся к «золотому фонду» отечественного языковедения, ее теоретические достижения требуют выявления и углубленной разработки. Язык sub specie Церкви (семинар) НБЦ СЛОВО — Последнее изменение: 2006-05-13 15:27 10 апреля 2006 года в храме святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном университете состоялось очередное заседание семинара Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Института филологических исследований СПбГУ. Он назывался «Язык sub specie Церкви». Семинар провел настоятель университетского храма святых апостолов Петра и Павла, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Кирилл Копейкин. С точки зрения христианской традиции, принципиальное отличие человека от всех остальных живых существ заключается в его словесности, логосности. Греческое логос, традиционно переводимое как «слово», имеет широчайший спектр значений. Один лишь человек творится по образу и подобию Бога-Слова. Именно богоподобие и делает человека способным к диалогу со своим Творцом. В этой способности ответствовать Богу — суть христианства. Диалог Бога и человека осуществляется в литургическом словесном служении Церкви. И в контексте этого диалога человек, именуя мироздание, осваивает его. Именно слово определяет место человека в бытии, — таковы основные тезисы семинара.