Семинары 2006/2007 г.

Вверх на один уровень

Семинары 2007 года: 21 июня — ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ И В ШАМАНСКИХ ПРАКТИКАХ. • Духовное измерение природных объектов и борьба христиан и язычников за обладание им. • Духи как члены семьи, коллективное духовное поле родственников и коллективные болезни язычников. Противостояние христиан зависимости от родовой участи. • Свои и чужие. Духовность разобщающая и духовность объединяющая. • Прагматизм религиозной практики: стремление контролировать неконтролируемое и обменные отношения с духовным миром. Плата за выздоровление. • Отношение к чуду в христианстве и язычестве • Эзотеричное и экзотеричное. Причины сокрытия сакральных знаний Семинар вела Татьяна Диомидовна БУЛГАКОВА, профессор кафедры этнокультурологии Института народов севера РГПУ им. А.И. Герцена, доктор культурологии. 31 мая — МАГИЧЕСКИЕ МОЛИТВЫ ЭФИОПИИ. Значительную часть эфиопского письменногом наследия составляет так называемая «отреченная литература». Под этим термином, применительно к эфиопской литературе, обычно понимают магические свитки, содержащие в себе разнообразные заговоры и заклинания, и магические амулеты. К настоящему времени многие из этих памятников изучены, описаны и изданы видными учеными, среди них можно выделить русских исследователей начала XX века, Б.А. Тураева, И.Ю. Крачковского и современных ученых С.Б.Чернецова и В.М. Платонова. Сложное взаимодействие христианства и язычества в Эфиопии привело к появлению магических молитв, достаточно широко распространенных в эфиопской культуре Семинар вел иерей Максим ФИОНИН, священник храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ. 20 марта — СЛОВО И ДЕЛО: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ШУМЕРА. Согласно библейскому повествованию все многообразие существующих ныне на земле народов и их языков сформировалось в результате вавилонского столпотворения. Библейский текст является парафразом шумерского заклинания Энки-Нудиммуда (Отрывка из сказания об Энмеркаре и владыке Аратты) «В стародавние времена … »: «В стародавние времена … / … Вся Вселенная, весь смиренный народ / Восхваляли Энлиля на одном языке. / И тогда … Энки, … властелин красноречия. … / В их устах языки изменил, разногласие установил, / Когда речь человечья единой была». О представления древних шумеров о языке, Боге и человеке, рассказала Вероника Константиновна АФАНАСЬЕВА, ведущий научный сотрудник отдела востоковедения Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук, лауреат Государственной премии, переводчик антологии шумерской поэзии «От начала начал». Семинары 2006 года: 14 декабря — КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ТРАДИЦИЯ. Один из создателей квантовой механики Вольфганг Паули говорил: «Не так уж маловажно то, что думают физики, ведь именно узость … идеала объективного мира, существующего в пространстве и времени по закону причинности … вызвала конфликт с духовными формами различных религий. И если само естествознание ломает эти узкие рамки – как оно это сделало в теории относительности и в еще большей мере способно сделать в квантовой теории, — то соотношение между естествознанием и тем содержанием, которое хотят охватить своими духовными формами религии, начинает выглядеть опять-таки иначе. … мы впервые начинаем понимать то обстоятельство, что представление о материальном объекте, якобы совершенно независимом от способа наблюдения этого объекта, является лишь абстрактной экстраполяцией, которая никакой действительности не соответствует. … В будущем … наука … будет не только терпимее к различным формам религии, но сможет, пожалуй, полнее рассматривая целое, обогатить и мир ценностей». Семинар вели протоиерей Кирилл КОПЕЙКИН, руководитель Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета, Секретарь ученого совета Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ, доцент, канд. физ.-мат. наук, канд. богословия, и Марина Владимировна ЗАХАРЧЕНКО, профессор Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования, доктор философских наук. 30 ноября — КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: ЮНГ И ПАУЛИ С точки зрения христианской традиции возможность постижения тварного мира обусловлена особым местом человека в мироздании: согласно библейскому Откровению, человек, изначально творится Богом в средоточии мира. Состоя из праха земного (Быт. 2, 7), человек собирает в себе все мировые стихии, он есть микро-космос. Оживотворяя человека дыханием Жизни (Быт. 2, 7), дуновением Логоса, Бог влагает мир (евр. олам) в сердце его (Еккл. 3, 11), тем самым соделывая человека существом сверх-природным, макро-космос’ом. Познание природы есть установление со-ответ-ствий между внешним космос’ом и внутренним олам’ом, сведение многообразия мира к единству закона, постижение смысла, разумного основания, причин, соразмерности стихий мироздания — всего того, что обозначается термином логос. В связи с возникновением в ХХ столетии квантовой механики и теории относительности человек лишился того исходно «прозрачного» понимания мира, которое было характерно для прежней «классической» науки. Можно сказать, что если физика античности и средневековья устанавливали «поверхностное», «оче-видное», аналогическое соответствие между внешним и внутренним мирами, если классическая физика прозревала это соответствие посредством соотнесения со-размерности элементов мироздания с рациональными математическими структурами сознания, то не-имо-верные парадоксы современной физики (а «пара-докс» — это то, что подводит нас к п(е)ределу — пара — обыденной оче-видности — докса) свидетельствуют о том, что она продвинулась еще «глубже» — в область «пред-сознательных» фундаментальных структур. Это значит, что физическое и психическое можно рассматривать как дополняющие друг друга аспекты одной и той же реальности, а потому возможно установление глубинных символических со-ответ-ствий между внешним космос’ом и внутренним олам’ом. Один из крупнейших физиков ХХ века Вернер Гейзенберг считал, что исследуя окружающий его объективный мир человек в конце концов «обретает самого себя», а Вольфганг Паули, внесший существенный вклад в создание квантовой механики, утверждал, что фундаментальные структуры психики находят символическое отражение в естественнонаучных построениях. Примечательно, что близко знакомый с Паули и сотрудничавший с ним Карл Густав Юнг полагал, что «рано или поздно ядерная физика и психология бессознательного должны будут сблизиться, по мере того, как они, независимо друг от друга и продвигаясь в противоположных направлениях, будут осуществлять прорыв на территорию трансцендентального: одна — с помощью понятия атома, другая – посредством понятия архетипа. … В конце концов мы должны прийти к согласованию физических и психологических понятий». Семинар вели протоиерей Кирилл КОПЕЙКИН, руководитель Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета, Секретарь ученого совета Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ, доцент, канд. физ.-мат. наук, канд. богословия, и Оксана Владимировна ЛАВРОВА, член Национальной федерации психоанализа, доцент Восточно-Европейского института психоанализа, канд. психологических наук. 26 октября — СИМВОЛЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО: МИФ И СНОВИДЕНИЕ. С точки зрения христианской традиции специфика человека заключается именно в том, что он – существо словесное. Дар слова – это особый дар, который вверяется Богом человеку, дабы человек смог стать собеседником своего Творца. Именно возможность встречи с Богом, встречи, осуществляющейся в слове, делает человека существом уникальным в этом мире. И Церковь, собственно, и есть опыт этой словесной встречи. Страшные катаклизмы ХХ столетия вплотную подвели к пониманию того, что когда традиционные религиозные символы перестаю воссоединять человеческий разум с той сокровенной бездной души, где происходит глубинный контакт человека с Богом, в этот разрыв врываются страшные разрушительные демонические силы. Сегодня нам следует продолжить поиски недостающей целостности в диалоге со своим собственным внутренним миром, что по слову Писания вложен в сердце (Еккл. 3, 11) человека, диалоге, осуществляющемся в слове, принадлежащем сознанию, но отражающем дыхание бессознательного, попытаться нащупать точки соприкосновения неразрывного и нераздельного соположенных в человеке сознательного и бессознательного, представляющего архетипический доязыковой фундамент Мира. Семинар вел Никита Андреевич ЧЕТВЕРИКОВ, Ph.D., психоаналитик. 16 мая — МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ: ЯЗЫК ПРИРОДЫ И ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА. На рубеже тысячелетий наука пришла к необходимости отказаться от привычного противопоставления познающего субъекта познаваемому объекту. Исследуя процесс квантовомеханического измерения Иоганн фон Нейман показал, что полная формулировка законов квантовой механики невозможна без обращения к человеческому сознанию. Впрочем, остается нерешенным самый главный вопрос – как же собственно можно включить сознание наблюдателя. Дело в том, что мы не знаем, что такое сознание. Но сознание обязательно предполагает возможность словесного отчета – как самоотчета, так и отчета перед другими. Поэтому можно сказать, что учет сознания может быть осуществлен посредством учета языка наблюдателя, превращающего события внешнего космоса в собственность нашего внутреннего мира. Фактически это уже происходит. Как отмечал один из творцов квантовой физики Вернер Гейзенберг, возникновение сформулированной в результате напряженных дискуссий «копенгагенской интерпретации» ознаменовало собою начало поворота от только лишь формально-логическго – «формульного» знания к знанию гуманитарному – «языковому». Семинар вел протоиерей Кирилл КОПЕЙКИН, руководитель Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета, Секретарь ученого совета Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ, доцент, канд. физ.-мат. наук, канд. богословия. 10 апреля — ЯЗЫК SUB SPECIE ЦЕРКВИ С точки зрения христианской традиции принципиальное отличие человека от всех остальных живых существ заключается в его словесности, логосности. Греческое логос, традиционно переводимое как «слово», имеет широчайший спектр значений, в том числе: I) речь, изречение; условие, договор; рассказ, история, сочинение; положение в философском учении; дело; II) счет (число); соотношение, пропорция, соразмерность; вес; забота; III) разум, разумное основание, причина, смысл, понятие. Один лишь человек творится по образу и подобию Бога-Слова. Декларируя богообразность и богоподобие человека, билейский текст говорит не просто о «форме» божьего «отпечатка» в нем, но свидетельствует о его энергийной, «действовательной» природе. Именно богоподобие и делает человека способным к диалогу со своим Творцом. В этой способности ответствовать Богу – суть христианства. Только в этом диалоге осуществляет человек свою специфичность, только так, в предстоянии абсолютной Личности, человеческая личность достигает своей подлинной реализации. Диалог этот осуществляется в литургическом словесном служении Церкви (Рим. 12, 1). И в контексте этого диалога человек, именуя мироздание, осваивает его. Именно слово определяет место человека в бытии, именно логосный, «ословесенный» мир, в сфере которого и возникает специфически человеческий культурный образ мира, на основании которого человек пытается понять и изменить мироздание, является той «подлинной реальностью», в которой он существует. Семинар вел протоиерей Кирилл КОПЕЙКИН, руководитель Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета, Секретарь ученого совета Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ. доцент, канд. физ.-мат. наук, канд. богословия.

Критерий для поиска не существует. Пожалуйста добавьте их при помощи закладки ‘критерий’.