Спецкурс Р. Г. Григорьева. Введение в семиотику изобразительных искусств (семиотические методы в искусствознании) — Программа «Семиотика и теория коммуникации»

С 28 сентября по понедельникам в ауд. 198, 17.20. Приглашаются все желающие!

Цель курса: дать слушателям представление о проблематике семиотического анализа произведения изобразительного искусства.

Задачи курса: ознакомить студентов-филологов отдельными достижениями и методами с семиотического подхода в анализе произведений изобразительного искусства, преимущественно на примере проблематики соотношения слова и изображения. Показать, что на разных этапах развития европейского искусства изобразительный и словесный компоненты структуры произведений искусства находились в различных соотношениях, но неизменным свойством ее оставалась закодированность (как минимум) двумя семиотическими кодами – визуальным и словесным.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Пропедевтический характер курса определяет направленность не столько на подробное изложение базисных теорий семиотики изобразительных искусств (предполагается самостоятельное ознакомление студентов с основами семиотической теории искусства по публикациям Ю.М.Лотмана, Б.А.Успенского, С.М.Даниэля, Meyer Shapiro, Mieke Bal, Norman Bryson), сколько на демонстрацию применения их к анализу конкретныхх произведений искусства. Данный курс опирается на другие курсы семиотического цикла, прежде всего на курс «Семиотические методы в искусствознании»; его содержание расширяет и углубляет знания, полученные студентами, прослушавшими курсы искусствоведческих дисциплин. 

Требования к уровню освоения содержания курса:

Слушатели должны уметь рассмаривать произведения изобразительного искусства как обладающие двуединой изобразительно-словесной структурой, иметь общее представление о том, какие результаты принес семиотический подход в анализе произведений западноевропейского и русского изобразительного искусства (скульптура, фресковая и станковая живопись, гравюра, рисунок) от XVI до XXI века.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Разделы курса:

1. Языки искусства.

2. Семиотика рамки.

3. Слово, стоящее за изображением.

4. Прагматика изображения.

5. Иконоборчество.

6. Нарратив и изображение.

7. Слово в структуре изображения.

8. Надпись и ее место в изображении.

9. Каллиграфическое искусство маньеризма и барокко.

10. Эмблема как жанр.

11. Скрытые смыслы в искусстве Нового времени.

12. Название и его роль в структуре произведения.

13. Авторская подпись: эволюция и функции.

14. Экфрасис.

15. Жанр посвящения к портрету.

16. Эпитафия.

 1). Введение. Семиотическое понятие языка (языков) искусства. Проблема изобразительной условности. Понятие точки зрения в изобразительных и словесных искусствах. Краткая характеристика типология знака: индекс, икон, конвенционал. Знак и текст. Синтактика, семантика и прагматика художественного произведения. Понятие регулярного поля изображения. Семиотика границы и рамы. Понятие изобразительной риторики.

2). Слово как основа (источник, подтекст) изображения в европейской традиции. Проблема воплотимости слова. Средневековая изобразительная поэтика. Изобразительный этикет. 

3). Теоретики Возрождения и маньеризма о сравнительных достоинствах словесных и изобразительных искусств. Представление о роли и назначении художника в средневековой (медиатор) и возрожденческой (творец) парадигмах. Икона и картина.

4). Прагматика изображения. Византийское иконоборчество. Проблемы почитания образов. Протестантское иконоборчество. Специфика протестантской и католической иконографий. Искусство контрреформации: программа и ее практичское воплощение.

5). Типология пространственно-временных проблем претворения (“перевода”) нарративных текстов в изобразительные. Способы связи текста и изображения Средневековые, маньеристические, барочные модели. 

 6). Слово в структуре изображении. Способы представления слова изображенного на плоскости. Слово, соположенное изображению.

7). Книга, письмо, надпись в изображении. Memento mori как жанр. Натюрморт. Жанр обманки. Разноязычные надписи в изображении. Сакральные надписи. Заведомо не читаемые надписи в структуре изображения. Сведение изображения к надписи.

8). Словесный комментарий и каллиграфия в маньеристической и барочной изобразительной традиции. Семантика каллиграфических шрифтов в Западной Европе XVI-XVII веков. Социальный и художественный статус каллиграфического искусства.

9). Эмблема как жанр. Структура и прагматика эмблемы. Проблема “скрытых смыслов” в изобразительном искусстве Нового времени. Проблема “изображения в изображении”.

10). Название как часть художественной структуры произведения. Проблема названия и его роль структуре художественного произведения. Изображения, не имеющие названия. Изображения “без названия”. Изображения, “потерявшие” название. Название и проблемы атрибуции сюжетов.

11). Семиотика подписи художника в структуре изображения от Яна ван Эйка до Казимира Малевича. Структура и эволюция авторской подписи в европейской изобразительной традиции. История изменения функций подписи. Подпись как инструмент фальсификации авторства, датировки, художественной биографии.

 12). Изображение в словесном тексте (описание произведения искусства в словесном тексте). Понятие экфрасиса. Жанр “надписи к портрету” (посвящения, эпиграммы). Жанр эпитафии и поэтика надгробия.

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ЗАЧЕТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Литература к курсу:

Бел М., Брайсон Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания. IX. (2/96). С. 521 – 559.

Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Л., 1986.

Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.

Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Условность в искусстве // Философская энциклопедия. Т.5. М., 1970.

Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.

Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.

Флоренский П. А. Обратная перспектива // Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996.

Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

Bal M. “Seeing Signs: The use of Semiotics for the Understanding of Visual Art”, in Cheetham M.A., Holly M.A., Moxey K., eds. The Subjects of Art History. Cambridge University Press, 1998.

Bal, Mieke and Bryson, Norman. Semiotics and Art History // The Art Bulletin, 1991, June. – P. 174-208.

Shapiro, Meyer. Words, Script, and Pictures: Semiotics of Visual Language. G. Braziller, 1996

Автор курса –  канд.искусствоведения Р. Г. Григорьев.