Святой священномученик Владимир Лозино-Лозинский — University Church
последний настоятель университетского храма
Священномученик Владимир Любич–Ярмолович–Лозина–Лозинский, последний настоятель университетского храма, родился 26 мая 1885 года в г. Духовщина Смоленской губернии в семье земских врачей. В 1904 году он успешно окончил гимназию Императорского Человеколюбивого общества и сразу же поступил на юридический факультет Университета. По окончании университета в 1910 году Владимир Константинович был принят на службу в Правительствующий Сенат. Одновременно молодой юрист продолжил изучение истории права и архивного дела и через два года окончил Археологический институт.
Желание принять священнический сан, видимо, вызревало в нем постепенно. Впервые о своем решении стать священником Владимир Константинович заявил, когда начались открытые гонения на Церковь. Случилось так, что на его глазах в 1918 году арестовали, а затем расстреляли близкого Лозина–Лозинским пастыря – протоиерея Александра Васильева, последнего духовника царской семьи перед ее арестом, настоятеля Феодоровского Государева собора в Царском Селе. Одно время он служил в храме Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, а Лозина–Лозинские были прихожанами этой церкви.
Духовная академия, где Владимир Константинович намеревался получить богословское образование, была закрыта, но как только в 1920 году организовался Петроградский богословский институт, он был зачислен на первый курс. 18 ноября того же года он подал прошение о рукоположении в священный сан и 14 декабря был назначен к иерейской хиротонии с причислением к университетскому Петропавловскому приходу. Настоятелем этого храма в то время был протоиерей Николай Чуков, ректор Богословского института. С августа 1921 года и вплоть до своего первого ареста 4 февраля 1924 года священник Владимир являлся настоятелем Университетской церкви. К тому времени она вынужденно переместилась из Главного здания в квартиру академика Срезневского на Биржевой линии, где была освящена в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. При этом отец Владимир не оставлял учебу и в 1923 году получил диплом об окончании Богословского института.
4 февраля 1924 года отец Владимир впервые был арестован по сфабрикованному ОГПУ делу о «православных братствах». Братства представляли собой реальную церковную силу и их разгром, по замыслу властей, должен был ослабить Церковь. Следствие объявило православные братства «контрреволюционной мануиловской организацией», ибо именно епископ Мануил (Лемешевский), управлявший в тот момент епархией, провел успешную борьбу с обновленцами. Отец Владимир Лозина–Лозинский несколько месяцев служил вторым священником в церкви святых Космы и Дамиана, где настоятельствовал епископ Мануил. В свою очередь, сам владыка иногда служил в университетском храме, одном из немногих в Петрограде, не ставших обновленческим. Отца Владимира арестовали одновременно с епископом Мануилом. О его освобождении хлопотали не только его родные, но и университетские профессора – например, юрист А.А. Жижиленко, выступавший общественным защитником священномученика Вениамина. Хлопоты родных и близких увенчались относительным успехом – отец Владимир был освобожден и взят на поруки отцом. Через год, 15 февраля 1925 года его вновь арестовали, на этот раз – вместе с группой выпускников Императорского Александровского лицея. В обвинении, предъявленном священнику Владимиру Лозина–Лозинскому, говорилось, что он « … достаточно изобличается в причастности к деятельности монархической организации, выразившейся в том, что он по поручению представителей организации служил открыто панихиды по бывшим царям, в том числе по расстрелянному Николаю Второму, также служил панихиды по расстрелянным и умершим при советской власти, чем вносил возбуждение в темные массы, посещающие церковь». Отца Владимира в числе 34 человек приговорили к расстрелу, но 29 июня 1925 года высшую меру наказания заменили заключением на десятилетний срок в Соловецкий концлагерь.
Лагерную жизнь отец Владимир принимал смиренно и безропотно. Аристократизм не исчезал и тогда, когда он отвешивал воблу в продовольственном ларьке, разносил посылки или мыл управленческие уборные. Врожденный такт, приветливость и, главное, светившаяся в нем глубокая любовь к человеку делали отца Владимира своим среди всех заключенных. Он был «так воздушно–светел, так легко–добр, что казался воплощением безгрешной чистоты, которую ничто не может запятнать», – вспоминали его соузники по Соловецкому лагерю. Из священников отец Владимир был дружен со священномучеником Иоанном Стеблин–Каменским и протоиереем Михаилом Яворским, также арестованными по «делу о православных братствах» и прибывшими на Соловки раньше.
В ноябре 1928 году заключение в лагере было заменено пятилетней ссылкой в Сибирь. Пробыв несколько месяцев в пересыльной тюрьме Ленинграда, отец Владимир был отправлен в глухую деревню Пьяново в 150 километрах от Братска.
В августе 1933 года после отбытия срока отец Владимир возвратился в Ленинград, но в прописке ему отказали, и он был вынужден поселиться в Новгороде, где получил место священника в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Волотово. С 1935 отец Владимир Лозина–Лозинский стал настоятелем кафедрального Михайло–Архагельского собора на Прусской улице – последней действовавшей в древнем русском городе церкви.
14 мая 1936 протоиерей Владимир Лозина–Лозинский – снова в застенках НКВД. Обвинили его по известной 58 статье вместе с группой прихожан. Один из них на допросах признал, что организовал и руководит контрреволюционной группой с программой «Народная демократия на основе неогосударственного капитализма». В числе членов этой группы был назван и отец Владимир. Материалы архивного дела (АУ ФСБ Новгородской области. № 1А/12.179) свидетельствуют о том, что «протоиерей Лозина–Лозинский» (так он подписывает показания), несмотря на жесткое давление следователей, и на последнем допросе виновным себя не признал и существование этой группы не подтвердил. При этом он никого не оговорил, чего нельзя, к сожалению, сказать об остальных обвиняемых. Заседанием «особой тройки» 19 декабря 1937 года протоиерей Владимир Лозина–Лозинский единственным из подсудимых был приговорен к расстрелу. Исполнение приговора последовало незамедлительно – 26 декабря в Новгороде.
Так завершился полный страданий и лишений земной путь священномученика Владимира. Господь не явил место захоронения его мощей.
В августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Лозино–Лозинский был причислен к сонму святых новомучеников и исповедников Российских.