Золотарев А.М. Происхождение экзогамии. Глава IV

Кузенный брак и брачные классы

Переходя к вопросу о генезисе брачно-классовой системы, привлекшей внимание этнологов своим необычным и загадочным характером, мы сразу же должны оговориться, что не придаем ей той роли, которую ей приписывали до сих пор.

Недавно A. R. Brown показал, что племена, считавшиеся двухсекционными, обладают также классами, просто не имеющими названия, а потому ускользнувшими из поля зрения исследователя. Dieri, Urabunna и другие обитатели южной части Центральной Австралии обладают также классовой системой, как и Kamilaroi или Narriniery. В то время как некоторые племена группируют родственников вместе в классы с определенными обозначениями, другие племена пользуются терминами генеалогического родства и представляются этнологам в качестве бесклассовой двухсекционной организации. Но между ними и племенами, имеющими обозначение для классов, нет никакой разницы[1]. В. Spencer[2] согласился с этим мнением Brown’a.

Последний показал, что существование четырех- или восьмиклассовой системы зависит от существующей формы брака: первая система – суть продукт брака с перекрестно-двоюродной сестрой, вторая с перекрестно-троюродной сестрой[3]. Следовательно, не брачные классы определяют существующую форму брака, но форма брака определяет существование брачных классов. Это значит, что брачные классы не являются экзогамными

[c.55]

единицами. Нетрудно показать, что названные формы брака в совокупности с классификаторской системой родства порождают классовую организацию. Предположено, что общество состоит из двух экзогамных групп А и В, состоящих каждая из двух поколений: родителей и детей. Все мужчины А могут жениться на женщинах b, а все мужчины В на женщинах а. Если мужчина А старшего поколения женится на женщине b старшего поколения, то его дети будут В, адети мужчины В, женившегося на женщине а, будут А. Но те и другие будут принадлежать к другому поколению, которое мы обозначим коэффициентом 02.

Совершенно очевидно, что А1, женясь на b1, женится на дочери сестры отца или дочери брата матери, которые в данном случае совпадают, женщина же a1, выходя замуж за В1, тем самым вступает в брак с сыном брата матери или сестры отца. Таким путем, брак между перекрестно-двоюродными неизбежно возникает при наличии простейшей организации общества: двух групп – и различия двух поколений внутри их[4]. В нашей схеме показана форма брака при наличии только двух групп. Но излишне говорить, что расширение терминов в классификаторском смысле ничего не меняет. Правда, Rivers определенно указывает, что всюду, где совершался брак между перекрестно-двоюродными, последние понимались не в классификаторском, а кровном смысле. Но, по всей вероятности, такое сужение брака до брака с кросс-кузиной в кровном смысле есть продукт позднейшего развития[5].

Брак с перекрестно-двоюродной сестрой неизбежно сопутствует всем простейшим экзогамным системам. В большей части Австралии[6], где существует четырех- или двухклассовая система,

[c.56]

в Меланезии[7], Индии[8] и Африке[9], Америке[10], Сибири[11] он распространен чрезвычайно широко. У австралийцев перекрестно-двоюродные братья и сестры считаются автоматически помолвленными с детства, а брак между ними – идеальной формой брака. Lowie справедливо предполагает, что тут действует стремление сохранить собственность семьи или двух семей, тесно связанных между собой обычаем брака между перекрестно-двоюродными[12].

Rivers[13], а вслед за ним и Seligman[14] утверждают, что обсуждаемая форма брака возникла сравнительно поздно как результат геронтократии. Старики завладели всеми молодыми женщинами, что вынудило молодых людей обратиться к своим «естественным покровителям» – братьям матери, ссудившим им при жизни или после своей смерти свою жену или свою дочь (перекрестно-двоюродную сестру). Таким образом, брак с перекрестно-двоюродной явился следствием брака с дочкой своей дочки и женой брата матери. Эта схема, по нашему мнению, чрезвычайно надумана и не имеет фактического основания. Нам неизвестно ничего о существовании геронтократии в Меланезии, где эта форма брака с перекрестно-двоюродной столь обычна. Брак с женой брата матери или наследование ее после смерти, т.е. левират, принадлежит высоко развитой форме индивидуальной семьи и вряд ли представляет более раннее явление, чем брак с кросс-кузиной. Как логически, так и фактически естественно допустить, что брак с кросс-кузиной предшествовал браку с женой брата матери. Возникновение брака с кросс-кузиной из связи двух групп с намечающимся различением двух поколений – самый естественный и самый простой способ его объяснения. Приходится только удивляться тому обстоятельству, что такой тонкий исследователь, как Rivers, не заметил этого простейшего пути[15].

[c.57]

 Стоит только продолжить в нашей схеме график браков по тому же принципу, как мы получим четырехклассовую систему,

Схема продолжается дальше в тех же сочетаниях.

Дети а2 и дети В2 будут принадлежать к иному поколению, чем их родители, а следовательно к тому же, что их прародители. Образуется четыре группы:

1.

А, а, х

Здесь лежит ключ к разгадке брачно-классовой системы. В самом деле, допустим, что две локальные группы в силу экономической детерминированности вступают в обмен женщинами. Допустим также для простоты, что их всего две и что, как мы уже предполагали выше, они состоят из двух брачных возрастов. Тогда естественным образом возникает система браков между перекрестно-двоюродными, схематически представленная нами на диаграмме.

1-я и 3-я группы составляют секцию А, 2-я и 4-я – секцию В. Поколение принадлежит к тому же классу, что и поколение X, в силу того, что браки с кросс-кузиной повторяются в каждом поколении. Последнее обстоятельство создает видимость того, что между возрастными слоями брак запрещен. На самом деле он

[c.58]

запрещен между 1-й и 3-й группами в силу того, что они принадлежат к одной секции. Между 1-й и 4-й он вовсе не запрещен сам по себе; отсутствие браков между этими группами есть негативное следствие того, что 1-я группа связана со 2-й, а 3-я с 4-й обычаями обмена перекрестно-двоюродными сестрами. «Каждое определение есть отрицание», – говорил еще Спиноза.

Присмотримся теперь к составу самого класса. Он содержит в себе параллельных кузин и кузенов, родных братьев и сестер, если речь идет об одной семье. Но он также захватывает тех же родственников в классификаторском смысле слова, если речь идет о локальной группе. Таким образом, это есть группа лиц, принадлежащих к одной секции, собранных воедино существующей системой брака. Возрастной состав класса великолепно характеризует Шурц. «Брачные классы отличаются от возрастных классов, – говорит он, – потому, что они не только содержат людей определенной возрастной ступени, но в основном внутри строго семейного круга обозначают определенно возрастные отношения; мать, например, принадлежит к другому классу, чем ее дочь, но в остальном класс охватывает людей различных возрастов»[16].

Если составленная таким образом группа родственников, кровных и классификаторских, получает одинаковое обозначение в системе родства, то брачный класс возник. Между собой они «братья» и «сестры», для других «мужья» и «жены», для третьих «дети» и «родители». Объединенные столькими чертами сходства и обозначаемые классифицирующим термином, они представляются взору наблюдателя в качестве «брачного класса». «Некоторые австралийские племена, – говорит Rivers, – группируют род-

[c.59]

ственников вместе в классы с определенными обозначениями и ссылаются на эти классы, когда обсуждают брачные дела, в то время как другие племена при таких же обсуждениях пользуются терминами генеалогического родства»[17].В первом случае наблюдатель замечает эти классы и оповещает мир о четырех- или восьмиклассовой системе, сводящей якобы на нет значение двухсекционой и даже локальной организации. Во втором случае относит племя к двухсекционной бесклассовой системе и рассматривает его как примитивнейшее. На самом деле разница только в том, имеет ли группа, грубо говоря, вывеску или нет. По существу же это одна и та же система. Например, камиларои обладают четырехклассовой организацией следующего типа:

Внутри каждого класса как мужская, так и женская группа имеет свое название, облегчающее ведение брачных дел. Поэтому система камиларои была изучена очень давно, и считалось, что она более развита, чем система, скажем, диери, таких названий не имевшая. На этом основании диери относились к племенам более низкого уровня культуры, чем камиларои. И только недавно Brown показал, что организация диери ничем не отличается от организаций прочих четырех- или восьмиклассовых племен за исключением разве того, что диери не употребляют обозначений для групп[18]. Быть может, различие в организации северной и южной групп Arunta поможет лучше уяснить нашу мысль. Южное племя состоит из четырех брачных классов:

Северная группа – из восьми: Panunga, Bulthara, Appungerta, Purula, Ungalla, Kumara, Umbitjanauknaria.

Таким образом, эти племена можно отнести к различным типам организации. Однако исследования Спенсера и Гилена

[c.60]

показали, что мужчина Panunga южной группы не может жениться на любой женщине Purula, так как группа Purula разделена на две подгруппы, в одной из которых он может выбирать себе жену, в то время как другая строго запрещена для него. Вследствие этого организация южной арунта в действительности имеет следующий вид:

т. е. ничем не отличается от организации северной арунта, за исключением того, что подгруппы не имеют специальных названий. «У северной части арунта, – справедливо говорит Spencer, – дело сильно упростилось, введением специальных имен для каждого из восьми классов»[19].Наконец, у Arunta, система которых наилучше разработана, а, может быть, просто наилучше изучена этнографами, женщины одного класса имеют особое от мужчин того же класса название. Так, мужчины Panunga называются Thapanunga, женщины Panunga – Napanunga и т. д.[20]Все это указывает на номиналистическое значение классов.

Форма брака является ключом, открывающим двери не только к четырехклассовой, но и восьмиклассовой системе. Если первой системе соответствует брак с перекрестно-двоюродной, то второй с перекрестно-троюродной сестрой. Единственное исключение, как мы уже указали, Arunta[21].

Сравнимте две формы брака: брак с перекрестно-двоюродной и перекрестно-троюродной сестрой (см. схему стр. 61). Всматриваясь в эти схемы, не трудно заметить, что в то время как брак с перекрестно-двоюродной повторяется в каждом поколении, брак с перекрестно-троюродной повторяется через поколение; поэтому вместо четырех классов образуется восемь.

Секция А

Секция В

1. А. а.

3. А. а.

5. А. а.

6. В. b.

7. А. а.

8. В. b.

Если при браке с перекрестно-двоюродными сестрами и 1-й и 2-й класс могут быть друг к другу кросс-кузенами, также как 3-й и 4-й, то при браках с перекрестно-троюродной сестрой в этом

[c.61]

отношении могут стоять друг к другу одновременно, только 1-й и 2-й, 6-й и 5-й или 3-й и 4-й и 7-й и 8-й, т. е. брак повторяется через поколение. Это и создает восьмиклассовую систему, по социальному содержанию ничем не отличающуюся от четырехклассовой. Rivers справедливо отметил, что хотя брачные классы привлекали внимание этнологов своим необычайным и сложным характером, им все же принадлежит вторичная, по сравнению с локальными группами, роль[22].Они связаны только с браком, не имея никакого отношения ни к экономической, ни к религиозно-тотемической жизни австралийцев.

Насколько раздута этнологами и насколько незначительна действительная роль брачных классов, видно из того, что они не являются даже полноправными регуляторами брака. С ними конкурирует не только секция, но и семья. Внутри класса, т.е. группы, построенной на сочетании кровных родственников с родственниками по классификаторской системе, выделяется более узкая группа, руководящаяся только кровным родством[23]. К ней с течением времени и переходит приоритет

[c.62]

в разрешении и запрещении браков. Выше мы приводили свидетельство Rivers’a, что брак с перекрестно-двоюродной сестрой всегда имеет в виду кровную родственницу. Однако можно допустить, не без значительной дозы вероятности, что это есть результат позднейшего развития индивидуальной семьи и частной собственности. В более отдаленные времена брак совершался с кузинами в классификаторском смысле слова. Как бы то ни было, в настоящее время в имеющих название классах Австралии мужчина не может жениться на любой женщине правильного класса. Внутри класса брак регулируется кровным родством. Брачные правила как в фокусе концентрируются в этой семейной группе, связанной с такой же группой противоположного класса.

Целый ряд систем, описанных Rivers’oм, подчиняются подобной организации. Так, и на острове Фиджи и у Тода (северная Индия) кровная кросс-кузина рассматривается как предпочтительная жена, более же отдаленные родственники привлекаются в случае необходимости. Замечательна во многих отношениях система о. Амбрим (Меланезия), описанная Rivers’oм, а вслед за ним трагически погибшим молодым этнологом В. Dеасоn’ом; последнему удалось начертить правильную схему сложного порядка браков. Амбримское общество состоит из трех экзогамных групп, которые Brown[24]  группирует в две секции; внутри группы (bwelem) наследование патрилинеальное; каждая bwelem делится в свою очередь на две линии. Если к одной принадлежит мужчина, его отец отца, сын сына, то к другой его отец, его сын и сын сына его сына. Три bwelem обозначаются следующим образом:

1) моя bwelem,

2) моей матери bwelem,

3) моей матери матери bwelem.

Мать матери матери возвращается назад, в первую bwelem.

Таким образом, амбримская система по принципу своего действия, также как и по механизму, ничем не отличается от описанных выше четырех- и восьмиклассовых форм. Brown иллюстрирует это следующей схемой:

[c.63]

Однако механизм действия брачных законов наглядно иллюстрирует схема Deacon’a[25]. Если а выходит замуж за С, то дети ее принадлежат тоже к С. Их дочь с выходит замуж за В и принадлежит к bwelem В. А дочь С и В b выходит замуж за А и является а. Таким образом круг замыкается. A. Brown[26] думает, что эта необычайная система является продуктом дивергентного развития из того же первоначального источника, что и обычная четырех- и восьмиклассовая система (австралийско-дравидийская по его терминологии). Соглашаясь с тем, что генезис амбримской системы нужно искать если не в том же месте, то по той же ступени социального развития, что и обычной австралийско-дравидийской, мы не видим необходимости говорить о дивергенции. Здесь скорее имеет место промежуточная ступень между четырех- и восьмиклассовой системой, промежуточная ступень в логическом, а возможно и историческом смысле. Мы указывали, что четырех- и восьмиклассовая система суть дериваты существующей формы брака. Это целиком верно и для шестиклассовой амбримской системы. На Амбриме практикуются следующие семь форм брака:

С дочерью дочери брата матери

С дочерью дочери сестры отца

С дочерью брата матери матери

С дочерью сестры отца матери

С дочерью сына сестры отца отца

С дочерью сына брата матери отца

Изобилие форм, не встречающихся почти нигде, показывает с полной очевидностью, что амбримская система находится в процессе становления и не достигла какой-либо окончательной модели. Следовательно, если выбрать правильно ту форму, которая составляет ее спецификум при существующем положении дел, то можно найти и исчезающую и вновь возникающие формы. Прежде всего нужно отбросить форму IV как случайную – она практикуется по большей части после смерти брата матери. Далее, если предположить, что starting point был брак с перекрестно-двоюродной сестрой, то брак с перекрестно-троюродной окажется более высокой формой. Брак 1 и брак 2 окажутся промежуточными формами между браками с перекрестно-двоюродной и перекрестно-троюродной сестрой. Это видно на схемах (стр. 64).

Амбримская система (В) несомненно является прогрессивным усовершенствованием системы (А) на пути к (С). В системе (В) уже не исключен брак с перекрестно-двоюродной сестрой, но еще не введен брак с перекрестно-троюродной, а практикуются промежуточные формы брака, обозначенные у нас под номерами

[c.64]

I и II. Эта система приближает нас к решению поставленного выше вопроса о причинах превращения брака с перекрестно-двоюродной в брак с перекрестно-троюродной сестрой, нетрудно показать, что практикующиеся на Амбриме формы брака создали и шестиклассовую систему, также являющуюся переходной ступенью от четырех- к восьмиклассовой системе.

Итак, мы приходим к выводу, что так же, как брак с матерью перекрестно-троюродной сестры или отцом перекрестно-троюродного брата является переходной формой между браком с перекрестно-двоюродной и перекрестно-троюродной сестрой, точно так же шестиклассовая амбримская система является переходной формой между четырех- и восьмиклассовыми организациями.

[1] Brown, Three tribes of Western Australia. JAI, 1913. B. Spencer, Native tribes of Northern territory of Austr. L. 1914. P. 13.

[2] «У племен, принадлежащих к нации Dieri, занимающей область у о. Эйр, считающих наследование по женской линии, нет названий классов, но группы, образующие междубрачные группы, эквивалентные классам и подклассам других племен, несомненно существуют».

[3] Brown, Three tribes etc. JAL 1913; его же, The regulation of marriage in Ambrym. JAI, 1927; его же, A further notes on Ambrym. Man, 1929.

[4] Thurnwald вполне правильно замечает, что .нельзя провести резкой демаркационной линий между обменом сестер и кросс-кузенным браком и что во многих случаях так наз. кросс-кузенный брак, отмеченный Rivers’oм, в действительности является случаем обмена сестер» (Banaro society, p. 287). Совершенно очевидно, что обмен сестер и кросс-кузенный брак есть две стороны одного и того же явления, возникающие вместе как первая форма брака при наличии двух связанных обменом женщинами групп.

[5] W. H. R. Rivers, The history of Melanesian society. London. 1914. V. II, p. 122.

[6] A. Brown, Three tribes. JAI, 1913; Spencer and Gillen, Native tribes of Central Australia, p. 61; Briffault, The mother, v. I, p. 564.

[7] См. Rivers, The history of Melanesian society, v. II.

[8] Ghurye Govind, Dual organization in India. JAI, 1923; Rivers, The Todas.

[9] B. Z. Seligman, Marital gerontocracy in Africa. JAI, 1924; Rattrey, Cross-cousin marriage. Journal of African Society, 1925, v. 24. Seligman, Cross-cousin marriage. Man, 1925.

[10] W. D. Strong, Cross-cousin marriage in the culture of the northern Algonkian, AA, 1929. R. Lowie, Primitive society.

[11] Штернберг, Гиляки. Этн. Обозрение, кн. 60, 61, 63.

[12] Lowie, op. cat., p. 31.

[13] Rivers, op. cit., v. ch. HI, v. II, ch. 6 – 8.

[14] B. Z. Seligman, Marital gerontocracy, JAI, 1924 p. 250.

[15] Штернберг в неизданной работе «Социальная организация гиляков» следующим образом объясняет геиезис кросс-кузенного брака: первоначально браки заключались внутри группы, между братьями и сестрам», благодаря чему дети братьев и сестер также были супругами. Затем, когда вред брака между родственниками был осознан, общество разделилось на две половины, между членами которых теперь и заключался брак. А так как первобытный человек выше всего ставит «форму», то единственной формой брака сделался кросс-кузенный брак, как наиболее близкий старой форме брака и, следовательно, наиболее соответствовавший косной традиции. Даже последователь Штернберга И.Н. Винников признал, что «трудно все же (!) допустить, чтобы чисто психологическая категория, каковой является желание во что бы то ни стало спасти старую форму, могла породить такой почти универсальный социальный институт, как кузенный брак» (Винников, «Л. Я. Штернберг как исследователь первичных социальных форм». Сборн. памяти Л. Я. Штернберга, стр. 68 – 69). Действительно последователю материалистического понимания истории «это трудно всё же (!) допустить». Вообще приходится удивляться тому, как это у нас до сих пор безнаказанно допускаются безоговорочные восхваления и превозношения откровенного идеалиста и последователя Михайловского Штернберга, имевшие место в посвященном его памяти сборнике (А. Н. 1930!). Участники сборника до сих пор держатся принципа «о мертвых ничего не говорят или говорят хорошее» и не нашли нужным хотя бы в двух словах отметить идеалистическое мировоззрение Штернберга. Слово «марксизм» в сборнике также не встречается.

[16] H. Schurtz, Alterklasse und Männerbunde etc., S. 146.

Эльдерман (Первобытный коммунизм и первобытная земля, ГИЗ, 1930) вслед за Куновым считает, что первым экзогамным запретом был запрет брака между возрастными классами; однако это недоразумение. Немалая часть браков в Австралии заключается между лицами разных поколений (например, брак с двоюродной бабушкой). У Dieri весьма обычен брак с внучкой брата (Rivers, History of Melan. soc., v. VI, p. 66).

У прибрежных племен севера «обычно молодые женщины принадлежат старым мужчинам», «различие в летах между мужем и женой обычно в каждой семье». В. Spencer, Native tribes of the N. territ. of Australia. L. 1914. P. 11.

В Африке «брак между лицами разных поколений есть вовсе не гипотеза, а установленная система» (В. Z. Seligman, Marital gerontocraty in Africa. JAI, 1924. P. 250).

Правда, Gunow говорит, что у Wajuc и Gournditschmara брак между различными поколениями строго запрещен (Die Verwandschaftsorganisationen der Australneger, S. 41), но по отношению второго племени он никакой ссылки не приводит, а в просмотренной мною литературе никаких указаний о запрещении брака между поколениями нет. Для Wajuc Cunow ссылается на Parker’a в I томе Gurr’a, Однако Parker говорит: «Cousins do not marry» (p. 338), и больше ничего. Таким образом запрет брака между возрастными группами составляет вымысел Cunow’a. Вместе с этим starting point падает и его теория происхождения экзогамии.

[17] Rivers, Social Organization, p. 196.

Образцом того преувеличенного значения, которое придавали обычно классам, может служить утверждение Thomas, что «они во многих отношениях более значительны, чем локальная организация» (Natives of Australia, p. 15). В другом месте он более близок к истине, говоря: «четырехклассовая система является просто систематизацией терминов родства, употребляемых при двухфратриальной системе» (Kinship organizat. and group marriage, p. 97). Graebner рассматривает четырехклассовую организацию как результат слияния племен с тотемической локальной системой и патриархальным наследованием, с двухклассовой системой и женским наследованием. См. «Die Soziale system in Südsee ZfSW, 1908.

[18] A. Brown, Three tribes… JAI, 1913.

[19] Spencer and Gillen, Northern tribes of Central Australia.

[21] Arunta – племя, фатально попадающее в число исключений. См. полемику о культурно-историческом месте Arunta: Frazer, Totemism and exogamy, v. I; Lang, Totemism в Британской Энциклопедии, v. 37; Schmidt, Stellung der Arunta. ZfE, 1914; Goldenweiser, The views of A. Lang, J. Frazer and E. Durkheim on totemism. Anthropos, 1914.

[22] Rivers, Social organization, p. 200.

[23] Brown, Three tribes of Western Australia. JA1, 1913; его же, Notes on the social organization of australian tribes. JAI, p. 439; его же, The regulation of marriage in Ambrym. JAI, 1927, pp. 343 – 348; его же, Bilateral descent. Man, 1929; Seligman, Inzest and descent. JAI, 1929, p. 270; Basedow, Australian aboriginal, p. 288; B. Smith, The aborigenes of Victoria, v. I, p. 87.

«Практически — брак всегда регулируется генеалогическим родством, хоть членство в классе или секции также играет свою роль.

Rivers, Social organization.

Brown показал, что в имеющих название классах юго-зап. Австралии мужчина не может жениться на любой женщине правильного класса и что внутри класса брак регулируется кровным родством (consanguinity): Seligman, Assymetry in descent. JA1, 1928, p. 549.

[24] A. R. Brown, The regulation of marriage in Ambrym. JA1, 1927

[25] А. В. Deacon, The regulation of marriage in Ambrym.

[26] A. R. Brown, ук. соч.