Научно-богословский центр междисциплинарных исследований СЛОВО
Институт филологических исследований СПбГУ
20 февраля 2006 года научным советом Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета было принято решение о создании научно-богословского центра междисциплинарных исследований. Возглавил центр настоятель университетского прихода церкви святых апостолов Петра и Павла, выпускник физического факультета СПбГУ протоиерей Кирилл Копейкин
Главной задачей Центра является исследование того, что есть человек: не как индивидуум, как не общественное существо, но – личность, осуществляющая себя постольку, поскольку она вступает в межличностные – словесные – отношения с другими личностями и с Богом. Глубоко осмысляя то обстоятельство, что человеческое знание формируется в языке и на языке, – а потому, по меткому замечанию М. Фуко, «наука – это хорошо организованные языки в той же мере, в какой языки – это еще не разработанные науки», – мы закладываем фундамент формирования научной парадигмы третьего тысячелетия: новой – логосной – методологии, позволяющей преодолеть разрыв гуманитарного, естественнонаучного и богословского знания. Сложение такой парадигмы будет способствовать формированию принципиально нового отношения к миру – не противо-стояния, но пред-стояния ему, ибо только встав на позицию во-влеченности в бытие можно преодолеть разорванность субъект-объектного подхода и, свернув с пути преодоления мироздания, стать на путь его преображения.
В осознании самого языка как специфически человеческой черты, может помочьопыт Церкви. С точки зрения христианской традиции специфика человека заключается именно в том, что он – существо словесное. Дар слова – это особый дар, который вверяется Богом человеку, дабы человек смог стать собеседником своего Творца. Именно возможность встречи с Богом, встречи, осуществляющейся в слове, делает человека существом уникальным в этом мире. И Церковь, собственно, и есть опыт этой словесной встречи.
Центр осуществляет научную и просветительскую деятельность в следующих направлениях:
1. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Лингвистические исследования
Виртуальная лаборатория ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ и ПЯТИДЕСЯТНИЦА. занимается публикацией и творческим развитием научного наследия таких выдающихся отечественных лингвистов, как прот. Г.П. Павский, К.С. Аксаков, Н.П. Некрасов, работавших в «гумбольдтовской парадигме», с точки зрения которой многочисленные языки при всем их внешнем разнообразии в сущности своей представляют собой варианты реализации одного инварианта – единого Языка Человеческого, разделившегося после вавилонского столпотворения на множество на-речи-й. В это же русло укладываются и лингвистические штудии Н.Я. Марра и его школы, и антропологические изыскания Б.Ф. Поршнева.
1.2. Естествознание в контексте христианской традиции
Виртуальная лаборатория ФИЗИКА и ТЕОЛОГИЯ занимается изучением христианских корней и эсхатологических перспектив современной науки.
С точки зрения христианской традиции возможность постижения тварного мира обусловлена особым местом человека в мироздании: согласно библейскому Откровению, человек, изначально творится Богом в средоточии мира. Состоя из праха земного (Быт. 2, 7), человек собирает в себе все мировые стихии, он есть микро-косм. Оживотворяя человека дыханием Жизни (Быт. 2, 7), дуновением Логоса, Бог влагает мир (евр. олам) в сердце его (Еккл. 3, 11), тем самым соделывая человека существом сверх-природным, макро-космосом. Познание мира можно описать как единство процессов усвоения информации о внешнем мире и, как выражался Хайдеггер, «высваивания» собственных конструктов мира внутреннего. Можно сказать, что если физика античности и средневековья устанавливала «поверхностное», «оче-видное», ана-логическое[1] соответствие между внешним космосом[2] и внутренним олам’ом[3], если классическая физика прозревала это соответствие посредством параметризации[4] элементов[5] мироздания и установления математической форм(ул)ы их со-размерности, то парадоксы[6] современной физики свидетельствуют о том, что она продвинулась еще «глубже» – в область «пред-сознательных» архетипических структур[7]. Более глубокое понимание природы реальности возможно лишь при условии проникновения в бессознательное – в ту сокровенную бездну души, где свершается фундаментальный[8] контакт человека с нуминозным; эта идея кажется достаточно безумной для того, чтобы быть истинной[9].Таким образом, намечаются контуры новой научной парадигмы, отвечающей по своим интегративным масштабам целостному мировоззрению человека третьего тысячелетия, позволяющей преодолеть разрыв гуманитарного, естественнонаучного и богословского знания.
1.3. Богословские исследования
Главная задача Церкви – помочь человеку спастись, восстановить целостность[10], в первую очередь – целостность все расчленяющего и ставящего под вопрос интеллекта[11] и незыблемого фундамента веры[12], без которого человек неминуемо запутывается в лабиринте бесконечных вопрошаний. Страшные катаклизмы ХХ столетия вплотную подвели к пониманию того, что когда традиционные религиозные символы[13] перестаю воссоединять человеческий разум с той сокровенной бездной души, где происходит контакт человека с Богом, в этот разрыв врываются страшные разрушительные демонические силы. Сегодня мы осознали, что в мироздании неотъемлемо присутствует некая «символическая двойственность». Сам человек символичен: душа и тело лишь в целокупности являют человека. Более того, душевные, психические явления также обладают двойной природой – сознательной и бессознательной, между которыми существует встречное движение – энантиодромия[14], делающее их неразрывными. Наконец, язык, являющийся специфически человеческим свойством, также существует на двух уровнях – сознательном и бессознательном. Подобная же символическая двойственность присутствует и во внешнем, «мёртвом» материальном мире: микроскопический уровень реальности оказывается взаимо-дополнительным к уровню макроскопическому, так что квантовая механика всегда подразумевает наличие классической. Похоже, что сегодня подошло время нового синтеза – не просто синтеза взаимо-дополнительных половин различных элементов мироздания, но вос-со-единения целостной символической картины мира, включающей в себя телесное и психическое, сознательное и бессознательное, языковое и вне-языковое, микроскопическое и макроскопическое. Поиском способов осуществления такого синтеза занимаются виртуальные лаборатории ФИЗИКА и ТЕОЛОГИЯ и ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ и ПЯТИДЕСЯТНИЦА., в первую очередь – целостность все расчленяющего и ставящего под вопрос интеллекта и незыблемого фундамента веры, без которого человек неминуемо запутывается в лабиринте бесконечных вопрошаний. Страшные катаклизмы ХХ столетия вплотную подвели к пониманию того, что когда традиционные религиозные символы перестаю воссоединять человеческий разум с той сокровенной души, где происходит контакт человека с Богом, в этот разрыв врываются страшные разрушительные демонические силы. Сегодня мы осознали, что в мироздании неотъемлемо присутствует некая «символическая двойственность». . и незыблемого фундамента веры, без которого человек неминуемо запутывается в лабиринте бесконечных вопрошаний. Страшные катаклизмы ХХ столетия вплотную подвели к пониманию того, что когда традиционные религиозные символы перестаю воссоединять человеческий разум с той сокровенной души, где происходит контакт человека с Богом, в этот разрыв врываются страшные разрушительные демонические силы. Сегодня мы осознали, что в мироздании неотъемлемо присутствует некая «символическая двойственность». . , в первую очередь – целостность все расчленяющего и ставящего под вопрос интеллекта и незыблемого фундамента веры, без которого человек неминуемо запутывается в лабиринте бесконечных вопрошаний. Страшные катаклизмы ХХ столетия вплотную подвели к пониманию того, что когда традиционные религиозные символы перестаю воссоединять человеческий разум с той сокровенной души, где происходит контакт человека с Богом, в этот разрыв врываются страшные разрушительные демонические силы. Сегодня мы осознали, что . Сам .
2. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Издательская программа
Труды многих выдающихся деятелей отечественной науки содержат предпосылки для формирования нового отношения к миру; их объединяет понимание того, что человеческое познание есть соотнесение окружающего мира с внутренним миром человека, соотнесение же это осуществляется посредством слова – слова, понимаемого не в качестве лингвистической «единицы» текстового сообщения, но слова в гумбольдтовском смысле – слова как специфически человеческой способности, обусловливающей возможность взаимодействия человека с миром, силы, преобразующей мир в собственность человеческого духа. Сделать эти труды сегодня доступными позволяет электронная коллекция ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
2.2. Семинары для сотрудников и студентов СПбГУ
Действующий семинар Центра проводит широкие обсуждения с участием самых разных специалистов в фокусах основных направлений своей деятельности. Центральным моментом встреч является попытка выделения подходов, способных сформировать фундамент новой парадигмы отвечающей по своим интегративным масштабам целостному мировоззрению человека третьего тысячелетияи позволяющей преодолеть разрыв гуманитарного, естественнонаучного и богословского знания.
2.3. Vision-семинары для организаций
Vision-семинары предназначены для организаций и руководителей, стремящихся к фрэймовому управлению, формирующих прозрачную социальную и кадровую политику, планирующих создавать корпоративную культуру на основе подлинных духовных ценностей.
Содержание семинара построено таким образом, чтобы создать необходимый контекст для проведения самых разнообразных дискуссий, включенных в особенности конкретной организационной ситуации. Уникальной особенностью семинара является его направленность на развитие личностных ресурсов (сильных сторон личности) персонала и опора на имеющиеся ресурсы организации.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На физическом факультете читается курс «Философия науки sub specie theologiaе».
В центре внимания предлагаемого лекционного курса находится проблема формирования объективирующего метода познания мира, характерного именно для новоевропейской науки, а также обсуждение исходных предпосылок и методологических пределов объективирующего подхода. В курсе представлена история формирования научного метода от античности до настоящего времени. Содержание философии науки излагается в тесной взаимосвязи с историей европейской богословской мысли. При этом делается попытка ответить на вопрос, почему именно новоевропейский, а не древнегреческий или древневосточный тип научного знания оказался жизнеспособным и смог породить современную технократическую цивилизацию.
На современном этапе своего развития физика вплотную подошла к вопросам, которые традиционно относились к компетенции философии: «Что есть бытие? Что есть материя? Что есть познание и знание?» Переход от физики к метафизике не является чем-то совершенно новым в истории науки. Так, и в античности, и в средневековье, физика служила лишь неким предварением метафизики. Сегодня обращение к метафизическим вопросам происходит не от хорошей жизни. Дело в том, что в современной фундаментальной физике сейчас переживается острый кризис понимания: любая попытка построить явно артикулированную онтологию квантовых феноменов неизбежно приводит к парадоксам.
Поскольку человеческое познание есть соотнесение окружающего мира с внутренним миром человека, то всякая попытка полностью исключить человеческую перспективу из нашей картины мира ведет не к объективности, а к абсурду. Один из ярчайших представителей глубинной психологии ХХ века К. Г. Юнг писал: «Рано или поздно ядерная физика и психология бессознательного должны будут сблизиться, по мере того, как они, независимо друг от друга и, продвигаясь в противоположных направлениях, будут осуществлять прорыв на территорию трансцендентального: одна – с помощью понятия атома, другая – посредством понятия архетипа. … Психе и материя существуют в одном и том же мире, и каждая из них сопричастна другой; в противном случае, невозможно было бы взаимодействие. Следовательно, если бы исследование могло продвинуться достаточно далеко, мы в конце концов пришли бы к согласованию физических и психологических понятий». Собственно, сам процесс научного познания, – отмечают Яаакко и Меррил Хинтикка, – представляет собой своего рода “игру с природой”, в которой эта самая “природа” предстает как некое “хранилище” нашей же собственной невербализованной информации. Смысл внешних вопрошаний как раз и состоит в том, что правильно поставленные вопросы позволяют нам, углубляясь в самих себя, “вспоминать” то, что сокрыто в сердце нашем (см.: Еккл. 3, 11), осознавать в глубине нашего логоса те до поры сокрытые структуры, которые со-ответствуют структурам окружающего мира.
Взгляды Юнга оказали существенное влияние на В. Паули, внесшего значительный вклад в формирование современной физики. Паули утверждал, что фундаментальные структуры психики находят символическое отражение в естественнонаучных построениях; он полагал, что идеи, связанные с изучением подсознания, должны выйти за узкие рамки терапевтического применения оказать влияние на все естественные науки, изучающие жизнь и все с ней связанное. «Наиболее удовлетворительным было бы такое положение, когда физическое и психическое можно было бы рассматривать как дополняющие друг друга аспекты одной и той же действительности», – писал он. Развивая его мысль, можно сказать, что если физика античности и средневековья устанавливали «поверхностное», «оче-видное» соответствие между внешним космос’ом и внутренним олам’ом, если классическая физика прозревала это соответствие на уровне рациональных (математических) структур сознания, то современная физика продвинулась еще «глубже» – в область структур «пред-сознательных», в ту область, которую В. Гейзенберг назвал «подсознанием мироздания». В этом смысле физика XXI столетия сделала существенный шаг в направлении того способа познания мира, которое, собственно, подразумевается христианской традицией – к познанию мира чрез самого человека. До сих пор человек шел по пути освоения внешнего пространства. Ныне сама логика познания понуждает нас обратиться к постижению своего «внутреннего» пространства, чрез которое, собственно, только и может быть по-настоящему о-свое-но пространство внешнее. Именно чрез внутренне человека открывается целостное видение мира, – ведь, согласно библейскому повествованию, человек и был сотворен как посредник между двумя мирами: созданный «из праха земного», он оживотворен божественным «дыханием жизни» (Быт. 2, 7). «Доступ» в это «внутреннее» пространство мы получаем через язык, в котором воплощается дыхание человеческого духа. Язык же по природе своей литургичен – он существует лишь в со-отнесенности с другим – и с Другим. Поэтому «погружение в себя» и освоение своего «внутреннего пространства» возможно лишь в контексте литургической традиции. Таким образом, курс «Философия науки sub specie theologiaе» намечает контуры новой научная программы: создание «логосной», «литургической» методологии, позволяющей преодолеть разрыв гуманитарного, естественнонаучного и богословского знания.
Сотрудники Центра и руководители научных программ:
протоиерей Кирилл Копейкин, руководитель Центра, настоятель университетского храма святых апостолов Петра и Павла, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии, доцент, кандидат богословия, кандидат физико-математических наук;
В.К. Афанасьева, ведущий научный сотрудник отдела востоковедения Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук;
Т.Д. Булгакова, профессор кафедры этнокультурологии Института народов севера РГПУ им. А.И. Герцена, доктор культурологи;
П.Е. Бухаркин, профессор филологического факультет СПбГУ, доктор филологических наук;
А.А. Гриб, профессор ГРПУ им. А.И. Герцена, заведующий Лабораторией теоретической физики им. А.А. Фридмана, доктор физико-математических наук;
М.В. Захарченко, профессор кафедры истории педагогики Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования, доктор философских наук;
О.В. Лаврова, доцент Восточно-Европейского института психоанализа, член Национальной федерации психоанализа, кандидатпсихологических наук;
протоиерей Алексий Пенькевич, кандидат богословия, выпускник филологического факультета Саратовского государственного университета и Санкт-Петербургской Духовной Академии, клирик Свято-Феодоровской кафедрального собора г. Саранска, преподаватель Ветхого Завета и латинского языка Саранского Духовного училища.
иерей Максим Фионин, священник университетского прихода церкви святых апостолов Петра и Павла, выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии;
Е.И. Рябошлык, ученый секретарь Центра.
[1] греч. ανα-λογία – “со-ответстве”, “со-размерность”; для античной науки именно человек – мера всех вещей, ведь она изучает «ближний» мир, со-размерный человеку
[2] греч. κόσμος – “украшение”, “наряд”, “порядок”, иначе говоря, структура, созерцаемая извне; термин этот происходит от глагола κοσμέω – “украшать”, “приводить в порядок”, “расставлять войско”
[3] евр. ‘olam – “олам”, мир как целостность бытия, происходит от корня ’lm – “быть сокрытым”, “скрываться” внутри чего-либо
[4] греч.παρα-μετρέω – “(со)из-мерять что-либо со-поставляя его с чем-либо”
[5] лат. el-em-en-tum– сакральная синтагма алфавита – el-em-en-taria, собственно, “буква”, “стихия” – στοιχεί̃ον
[6] греч. παράδόξ означает “не-имо-верное” – то, что подводит нас к пределам (παρά) обыденной оче-видности (δόξα)
[7] как писал К. Г. Юнг, «рано или поздно ядерная физика и психология бессознательного должны будут сблизиться, по мере того, как они, независимо друг от друга и, продвигаясь в противоположных направлениях, будут осуществлять прорыв на территорию трансцендентального: одна – с помощью понятия атома, другая – посредством понятия архетипа. … Психе и материя существуют в одном и том же мире, и каждая из них сопричастна другой; в противном случае, невозможно было бы взаимодействие. Следовательно, если бы исследование могло продвинуться достаточно далеко, мы, в конце концов, пришли бы к согласованию физических и психологических понятий»
[8] лат. fundus – “фундамент”, “основание” – восходит к и.-евр. корню *budh- (*bheudh-) – “бездна”
[9] однажды после семинара, где Паули рассказывал о своей последней работе, он сказал Бору: «Вы, наверное, думаете, что это всё безумие». На что Бор ответил: «Да, но, к сожалению, это недостаточно безумно»
[10] спасение – σωτηρία – есть буквально “восстановление целостности” – σάος
[11] на вычленяющий характер интеллектуального познания указывает как приставка intel – , заменяющая в том случае, когда основное слово начинается на l, приставку inter – “внутри”, “между”, “среди”, так и само основное слово lego – “вы-бирать”, – “из-влекать”, а также “раз-личать в-зором”, “про-из-носить”.
[12] евр. ’ĕmūnāh – “вера” – происходит от глагола ’āman – “крепить”, “полагаться”
[13] греч. σύμβολον происходит от глагола σύμ-βάλλω– “со-единять”, “с-вязывать”, “с-равнивать”; сам человек символичен: душа и тело, сознание и бессознательное тяготеют друг к другу, желая “со-единения”, “при-мирения” – σύμ-βιβάζω, лишь в целокупности являя человека
[14] энантиодромия – «встречное движение» – термин, позаимствованный К. Г. Юнгом у Гераклита (около 540-480 гг. до Р. Х.); энантиодромия есть исходная предрасположенность любых поляризованных феноменов или явлений переходить в свою противоположность