Храм Духа в храме науки
28 ноября 2007 года
Научно-богословский центр
междисциплинарных исследований
Института филологических исследований
Санкт-Петербургского государственного университета
Музей истории университета
Культурный фонд
Знаменитые универсанты СПбГУ
проводят
юбилейную конференцию
«Храм Духа
в храме науки»
и круглый стол
с участием священнослужителей
– выпускников Университета
«Как мы дошли
до жизни такой?»
посвященные
170-летию университетского храма
святых апостолов Петра и Павла
Университетский храм святых апостолов Петра и Павла был торжественно освящен в 1837 году 29 июня (по старому стилю) в престольный праздник, день памяти святых первоверховных апостолов. С тех пор Петропавловская университетская церковь стала духовным центром Петербурга, объединяющим многих православных ученых и деятелей культуры, посвятивших свою жизнь благу и процветанию Отечества. Ее прихожанами были известные исследователи, писатели и просветители:А.Н. Бекетов, А.И. Введенский, С.П. Глазенап, И.М. Гревс, Э.Д. Гримм, Л.П. Карсавин, Ю.И. Крачковский, Н.О. Лосский, Д.И. Менделеев, И.И. Срезневский, Б.А. Тураев, А.А. Шахматов, В.М. Шимкевич, и многие другие. В университетской церкви был крещен Александр Блок; здесь же состоялось его обручение с Л.Д. Менделеевой, дочерью Д.И. Менделеева.
Ныне Санкт-Петербургский государственный университет по уровню образования входит в число ведущих университетов мира. Выпускники Университета трудятся в самых разных сферах науки и общественной жизни, универсантом является и Президент Российской Федерации В.В. Путин.
В 1990 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий впервые посетил Санкт–Петербургский государственный университет, в 1991 году началось возрождение храма. В 1994 году Святейшему Патриарху было присвоено звание почетного доктора Университета, в 1996 году в университетской церкви начались регулярные богослужения.
В этом году университетский храм торжественно отмечает свое 170-летие. Этой дате и посвящены круглый стол и юбилейная конференция «Храм Духа в храме науки».
Юбилейная конференция
«Храм Духа в храме науки»
1000 Храм святых апостолов
Петра и Павла
(Музей истории университета –
вход с Менделеевской линии, 3й этаж)
I. История университетской церкви
1. Прот. Кирилл Копейкин, настоятель университетского храма свв. апп. Петра и Павла. История университетской Петропавловской церкви.
2. Тихонов И.Л. директор Музея истории СПбГУ. Кафедра богословия Санкт-Петербургского Императорского университета.
3. Семёнов В.Е., директор НИИКСИ. Вера в зеркале статистики.
4. Фирсов С.Л., профессор исторического факультета СПбГУ. Церковно-политическая ситуация начала ХХ века.
5. Шкаровский М.В, История университетской церкви в 1918-1924 гг. по документам Центрального государственного архива Санкт-Петербурга.
6. Свящ. Александр Берташ. Протоиерей Михаил Горчаков – профессор Санкт-Петербургского императорского университета.
7. Пастор А. А. «“И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей..” Заметки о роли учёных-немцев в основании Санкт-Петербургского Университета».
8. Юферева Н.Э., ПСТГУ. Академик Б.А. Тураев – староста университетского храма.
II. Наука и богословие
9. Дмитриев И.С., директор Музея Д. И. Менделеева СПбГУ. Дело Галилея.
10. Гриб А.А., проф. кафедры теор. физики и астрономии РГПУ. Диалог физики и теологии на рубеже 3 тысячелетия.
11. Оскольский А. Ботанический институт им. Комарова. Концепция Intelligent Design: новая версия телеологического доказательства бытия Бога.
12. Свящ. Димитрий Кирьянов, Тобольская духовная семинария. Дополнительность и проблемы современного диалога науки и богословия.
13. Беляков А. В., директор Российского центра исследований Туринской плащаницы. Богословие Священного Писания как метафизика.
14. Диак. Владимир Василик. Туринская плащаница в истории: византийский период.
15. Прот. Кирилл Копейкин, настоятель университетского храма свв. апп. Петра и Павла, руководитель Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Института филологических исследований СПбГУ. Наука и богословие: конфронтация или сотрудничество?
Круглый стол
с участием священнослужителей
– выпускников Университета
«Как мы дошли
до жизни такой?»
1600 Петровский зал
Главная идея, лежащая в основании университета, – это идеяуниверсальности знания – не знания, раздробленного на множество частностей, не механического объединения наук на некой общей основе, но знания, способного с единой точки зрения охватить всё целое, весь – не знания, раздробленного на множество частностей, не механического объединения наук на некой общей основе, но знания, universum. Идея эта сформировалась в контексте европейской христианской традиции. И в этой устремленности к поиску целокупного знания Университет, как это не покажется странным на первый взгляд, чрезвычайно близок Церкви. Потому что задача Церкви заключается в том, чтобы помочь человеку спастись, восстановить целостность, в том числе – целостность все расчленяющего и ставящего под вопрос интеллекта и незыблемого фундамента веры, без которого человек неминуемо запутывается в лабиринте бесконечных вопрошаний., как это не покажется странным на первый взгляд, . Потому что , в том числе – целостность все расчленяющего и ставящего под вопрос интеллекта и незыблемого фундамента веры, без которого человек неминуемо запутывается в лабиринте бесконечных вопрошаний.
Характерно, что даже квазииерархическая структура современной научной организации представляет собой секуляризованный аналог священнической иерархии. Ярче всего это воплощается в процедуре присвоения ученых степеней: доктора наук, занимающие кафедры, поставляют низшие степени и других докторов, так же как епископы поставляют друг друга и священников. Да, кстати, и само слово universitas, в средние века обозначавшее корпорацию преподавателей и студентов, а не само учебное заведение – studium, в конце концов становится именем учебных заведений потому что в нем воплощается наиболее характерная их черта, сохраняющаяся и до наших дней – корпоративность, опять-таки являющаяся секуляризованным аналогом церковной соборности.
Для многих универсантов, пришедших к вере, ставших священнослужителями, именно устремленность к непрестанному поиску истины, именно соборность университетской жизни, именно духовная свобода, царящая здесь, помогла обрести Истину.