Глагол. Наречие. Безлично-предикативные слова.

Страница 4 из 9

Глагол

Дайте определение глагола как части речи. Сравните определения глагола в Грамматике–1960, Русской грамматике–1980, учебнике Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова. В каком понимании – широком или узком – представлен в данных работах глагол?

Известно, что комплекс дифференциальных признаков части речи выделяется с учетом основных критериев: способа представления действительности, категориального значения, морфологических, синтаксических и словообразовательных (последних – факультативно) особенностей. Как характеризуется категориальное значение глагола; почему действие, состояние и отношение рассматриваются как процесс (сравните глагол бежать и имя существительное бег )?

В школьных грамматиках в дефинициях глагола указывается, что он отвечает на вопросы что делать? что сделать? Все ли глаголы отвечают на эти вопросы? Какие учебно-исследовательские морфологические вопросы, кроме названных выше, можно использовать по отношению к глаголам? Чем, по вашему мнению, можно объяснить отсутствие специальных местоименных учебно-исследовательских вопросов к глаголам?

Перечислите основные морфологические и синтаксические категории спрягаемых глаголов, причастий и деепричастий. Можно ли включать «гибридные лексико-грамматические классы» (причастие и деепричастие) в состав глагольной лексики? Аргументируйте свой выбор.

Какие из морфологически категорий глагола являются классификационными, какие – словоизменительными?

Инфинитив (неопределенная форма глагола) занимает особое положение в системе глагольной лексики. А.М. Пешковский определил инфинитив как «существительное, не дошедшее на один шаг до глагола» [Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956. – С. 143]. Чтобы ответить на вопрос о том, какие основания существуют в современном языке для такой трактовки, прочитайте статью: Жаркова А.В. Отражение глагольно-именной природы инфинитива в его синтаксических функциях // Рус. яз. в шк. – 1982. – №4. – С. 88–92.

Особое место инфинитива в системе глагольной лексики объясняет и споры о морфеме ть ( ти ) и о – чь в глаголах неопределённой формы. Ознакомьтесь с материалами, изложенными в работах: Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М.: Просвещение, 1976. – С. 108–110; Баранов М.Т. Суффикс или окончание –ть (-ти) // Рус. яз. в шк. – 1972. – №2. – С. Определите свою позицию, аргументируйте ее.

Какие основы выделяют у глаголов? Почему одна из основ называется основой настоящего или будущего простого времени?

Для определения основы настоящего или будущего простого времени используется форма 3-го лица мн. ч. в сопоставлении с другими формами. Чем это можно объяснить?

Как определяется основа инфинитива–прошедшего времени? У каких глаголов основы инфинитива–прошедшего времени не совпадают?

Перечислите формы глаголов, которые образуются от основы инфинитива–прошедшего времени и от основы настоящего или будущего простого времени.

Какие характеристики глагола положены в основу выделения классов глагола? Какие классы глаголов названы продуктивными, сколько их, на каком основании они выделяются? Приведите примеры глаголов непродуктивных классов.

Дайте понятие спряжения глагола в широком и узком значении термина. Как рассматривается спряжение в школьной грамматике?

Какие способы определения спряжения существуют и в какой последовательности они применяются?

Покажите особенности разноспрягаемых глаголов.

Какие глаголы относятся к недостаточным? При ответе на этот вопрос используйте следующие работы: Дружинина А.Ф. Глаголы, не имеющие формы 1-го лица единственного числа // Рус. яз. в шк. – 1962. – №4. – С. ; Дружинина А.Ф. О недостаточных глаголах в русском языке // Рус. яз. в шк. – 1963. – №4. – С.

Какие глаголы относятся к избыточным? Характеризуя глаголы, имеющие вариантные формы в парадигме спряжения, используйте словарь: Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М.: Наука, 1976. – С. 202–210.

Какие глаголы называются переходными? Как рассматривает переходность А.А. Шахматов? Можно ли считать глагол переходным, если позицию прямого объекта замещает придаточная изъяснительная часть сложноподчинённого предложения?

Назовите семантические группы переходных и непереходных глаголов.

С теорией переходности тесно связано понятие залога и функционально-семантического поля залоговости. Как эти категории трактует А.В. Бондарко? (См.: Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. – Л.: Наука, 1976. – С. 223–244). Ознакомьтесь с двумя основными точками зрения на проблемы залога: В.В. Виноградова [Виноградов В.В. Русский язык: (грамматическое учение о слове). – М.: Высш. шк., 1972. – С. 476–510] и современной, представленной в Русской грамматике–1980 и большинстве вузовских учебников [Русская грамматика. – М.: Наука, 1980. – Т. 1. – С. 613–618]. Что общего в этих учениях и чем они отличаются?

Раскройте содержание действительного залога в работах В.В. Виноградова и Русской грамматике–1980. Как проявляется взаимодействие категории залога с категорией вида и лексико-грамматическими разрядами переходных и непереходных глаголов?

Какие глаголы называются однозалоговыми? Корректно ли это название в сопоставлении с двузалоговыми глаголами?

Проблема соотношения словообразования и формообразования отражена в работах: Виноградов В.В. Русский язык: (грамматическое учение о слове). – М.: Высш. шк., 1972. – С. 507-511; Милославский И.Г. (раздел в кн.: Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Высш. шк., 1981. – С. 320–324); Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М.: Просвещение, 1976. – С. 130–138 и др.). Какой подход вам представился убедительным? Объясните свою позицию.

Дайте определение понятия аспектуальности. Какое место в теории аспектуальности занимает вид глагола?

Является ли категория вида морфологической? Аргументируйте свое мнение. Чтобы ответить на этот вопрос, изучите необходимую литературу. В ней представлены 3 направления:

•  Категория вида является морфологической: «Морфологические категории глагола различаются по составу охватываемых ими форм. Категории вида и залога присущи всем формам глагола, включая причастия и деепричастия» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 582]. Категория вида является не словоизменительной, а классифицирующей [См. также: Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. – М.: Наука, 1976. – С. 28–41]. В этом случае члены видовой пары являются самостоятельными словами.

•  Категория вида – грамматическая, словоизменительная [Виноградов В.В. Русский язык: (грамматическое учение о слове). – М.: Высш. шк., 1972. – С. 395; Тихонов А.Н. Русский глагол. – М.: Academia , 1998. – С. 10 и др.]. Члены видовой пары являются формами одного слова.

•  Категория вида относится к смешанным категориям [Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – Л.: Просвещение, 1967. – С. 37–41]. Видовые пары, возникающие в результате перфективации, рассматриваются как разные слова, имперфективации (с помощью суффиксов) – как формы одного слова.

В чем проявляется специфика семантики вида? Существует ли инвариантный семантический признак вида? Можно ли считать инвариантным значением СВ предельность, законченность, результативность, точечность, целостность?

Какие семантические характеристики выделяли у глаголов СВ?

Дайте определение понятия «внутренний предел». Является ли он достаточным для включения глагола СВ в видовую пару?

Перечислите грамматические признаки СВ и НСВ.

Назовите способы образования видов.

Покажите место двувидовых глаголов в системе русских глаголов.

Какие звенья включает в себя видовая цепь? В какой степени видовая цепь отражает историю русского глагола?

Дайте понятие видовой пары. Принято считать, что глаголы, образующие видовую пару, имеют тождественное лексическое значение [см., например, определение А.Н. Тихонова: «Видовую пару образуют две соотносительные формы одного и того же глагола, совпадающие лексически и имеющие разные видовые значения: одна несовершенного вида, другая совершенного вида». – Тихонов А.Н. Русский глагол. – М.: Academia, 1998. – С. 10]. Как в этом случае следует рассматривать префиксальные глаголы (перфективы)? Изменяет ли приставка лексическое значение глагола? В каких случаях говорят о чистовидовом значении приставки?

Как устанавливают видовые пары у многозначных глаголов?

Какие глаголы относят к одновидовым?

Назовите лексические разряды одновидовых глаголов НСВ.

Назовите лексические разряды одновидовых глаголов СВ.

Охарактеризуйте группу глаголов движения; покажите, на каких основаниях их выделяют в самостоятельную группу.

Каковы особенности формирования видовых пар у глаголов движения?

Раскройте содержание понятия «способ глагольного действия». Определите, какие принципы лежат в основе выделения способа глагольного действия [см.: Русская грамматика–1980, т. 1, с. 596 и след.; Шанский, Тихонов–1987, с. 173 и др.; Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – Л.: Просвещение, 1967. – С. 11; Анисимов Г.А. О способах глагольного действия в русском языке // Рус. яз. в шк. – 1974. – №2; Ремчукова Е.Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004 ]. Сколько способов глагольного действия и какие выделяет А.Н. Тихонов, Е.Н. Ремчукова?

Как категория вида связана со способами глагольного действия? В чём их различия?

Принято считать, что категория наклонения входит в функционально-семантическое поле модальности. Что такое модальность? Какие средства выражения модальности существуют в русском языке?

Охарактеризуйте изъявительное наклонение. По какому принципу оно противопоставлено сослагательному и повелительному наклонениям?

Как изъявительное наклонение взаимодействует с категориями вида и времени?

По отношению к сослагательному наклонению использовался также термин «условное» наклонение. Какой из терминов вы считает более удачным и почему?

Какими категориями обладает сослагательное наклонение?

Вопрос о выделении сослагательного наклонения в лингвистической литературе решается неоднозначно. Так, В.Н. Мигирин выступал против выделения этого наклонения: «Вопреки В.В Виноградову и В.Я. Плоткину, мы считаем, что частица бы служит только для выражения модальности предложения. Следовательно, нет оснований выделять сослагательное наклонение как форму глагола» [Мигирин В.Н. Язык как система категорий отображения. – Кишинев: Штиинца, 1973 – С. 68]. Аргументируйте вашу точку зрения.

Что обозначают глаголы повелительного наклонения? Как они образуются? Чем является –и ( говор и ) – суффиксом или окончанием; – те ( говори те ) – окончанием, постфиксом, суффиксом и т. д.?

В каких случаях допускаются вариантные формы повелительного наклонения?

Что такое «формы императива совместного действия»? [См.: Кондрашов Н.А., Сержевская Л.А. О формах императива совместного действия в современном русском языке // Рус. яз. в шк. – 1981. – №3. – С. 50].

Приведите примеры употребления одного наклонения вместо другого [См.: Шанский, Тихонов, 1987. – С. 147, 152–153, а также: Шмелев Д.Н. Внеимперативное употребление формы повелительного наклонения в современном русском языке // Рус яз. в шк. – 1961. – №5. – С. 50–55; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высш. шк., 1977. – С. 193–197].

Категорию времени включают в функционально-семантическое поле темпоральности. Как понимает функционально-семантическое поле темпоральности А.В. Бондарко (см.: Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. – Л.: Наука, 1977. – С. 204–223)? Какие еще категории, кроме категории времени глагола, включают в поле темпоральности?

Некоторые учёные выделяют абсолютное и относительное время глаголов. Какие особенности они учитывают при этом? Согласны ли вы с данной классификацией?

Почему категория времени характерна только для глаголов изъявительного наклонения?

Сколько времён и какие имеют глаголы в современном русском языке? Как вы относитесь к точке зрения, согласно которой выделяют 5 времен русского глагола, например: «Система времен русского глагола в изъявительном наклонении состоит из пяти временных форм: 1) настоящего времени (только несовершенного вида, например: улетаю ); 2) прошедшего несовершенного вида ( улетал ); 3) прошедшего совершенного вида ( улетел ); 4) будущего сложного (несовершенного вида: буду улетать ); 5) будущего простого (совершенного вида: улечу ) [Шанский, Тихонов, 1981, с. 196].

Почему формы прошедшего времени характеризуются как маркированные по значению и выражению?

Охарактеризуйте глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.

Перечислите случаи асимметрии языкового знака в употреблении глаголов в форме одного времени в значении другого.

Как категория времени взаимодействует в глаголах с категорией вида?

Какое место в выражении персональности занимает грамматическая категория лица глагола? [См.: Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – Л.: Просвещение, 1967. – С. 135–137]. Как рассматривается вопрос о категории лица в глаголах прошедшего времени изъявительного наклонения, в глаголах сослагательного и повелительного наклонения?

Дайте общую характеристику глагольного словообразования, покажите особенности глагольного, отымённого, отнаречного словообразования и других типов. Раскройте содержание основных способов глагольного словообразования: префиксации, постфиксации, префиксально-суффиксального, суффиксально-постфиксального, префиксально-суффиксально-постфиксального способов, сложения, сращения, сращения с суффиксацией, префиксации со сложением.

Контаминанты, совмещающие свойства глаголов и других частей речи

Причастие (вербально-адъективный контаминант)

Причастие характеризуется как гибридный класс слов, совмещающий свойства глаголов и имён прилагательных. Известно, что причастия в XIX  в. включали в состав имён прилагательных; в настоящее время они рассматриваются как часть глаголов. Можно ли согласиться с таким подходом?

Почему причастия нельзя рассматривать как самостоятельную часть речи?

В чем проявляется контаминантный характер причастий?

Охарактеризуйте вид и залог причастий, сопоставив их с соответствующими категориями у спрягаемых глаголов.

Чем можно объяснить трансформации, произошедшие с этими категориями у причастий, в сравнении с соответствующими категориями спрягаемых глаголов?

Охарактеризуйте категорию времени причастий, сопоставив ее со временем спрягаемых форм глагола. Чем они отличаются?

Имеют ли причастия категорию наклонения?

Изучив комплекс дифференциальных признаков причастий, сделайте вывод о месте причастий в системе частей речи.

При образовании причастий учитываются вид и переходность/непереходность исходного спрягаемого глагола. От глаголов СВ не образуются причастия настоящего времени; от глаголов непереходных – страдательные причастия. Учитывая это, ответьте на следующие вопросы: от каких глаголов образуется максимальное количество причастий – 4? Подтвердите это примерами. От каких глаголов образуется минимальное количество причастий – 1? Покажите это на примерах.

В какие части речи могут переходить причастия? Как разграничиваются причастия и отглагольные прилагательные на –мый , образованные морфологическим способом и путем адъективации? [См.: Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М.: Просвещение, 1976. – С. 166–167].

Расскажите о разграничении страдательных причастий прошедшего времени и омонимичных отглагольных прилагательных [Осемчук Л.П. О разграничении страдательных причастий прошедшего времени и омонимичных отглагольных прилагательных // Рус. яз. в шк. – 1977. – №2. – С. ].

Деепричастие (вербально-адвербиальный контаминант)

Признаки каких частей речи объединяет в себе деепричастие? Какие глагольные признаки и каким образом проявляются в деепричастии? Имеет ли этот гибридный класс слов такие же категории залога, вида и времени, как и глагол? Охарактеризуйте эти грамматические категории.

Какие признаки наречий имеют деепричастия?

Как образуются деепричастия? От каких групп глаголов они не образуются? [См.: Николенко Л.В. К вопросу о роли семантики производящего глагола в процессе образования и употребления деепричастий // Актуальные вопросы грамматики и лексики русского языка. – М., 1978. – С. ].

В каких случаях у деепричастий появляются вариантные формы?

Каков эмиграционный потенциал деепричастий? Покажите особенности перехода деепричастий в наречия, предлоги, союзы.

Наречие

В современной лингвистике существует широкое и узкое понимание термина «наречие». В широком понимании в состав наречий включают так называемые «местоименные наречия». Логично ли это? Для ответа на этот вопрос сравните их семантику с семантикой традиционно выделяемых местоимений, то есть местоимений в узком понимании термина (для сравнения можно использовать, с одной стороны, «местоименные наречия» где, куда, откуда, как, когда, зачем, почему, насколько, всегда, так, никогда и под.; с другой стороны: 1) местоимения в узком значении термина что, кто, какой, чей, который, то, это, такой, никто, ничто, никакой, кое-кто, что-то, что-либо, что-нибудь, всякий, любой и под; 2) назывные наречия: быстро, вечером, влево, справа, слева, внутри, созла и под. Главное внимание обратите на способ отображения объективной действительности, который выступает в качестве основного критерия разграничения номинативной и прономинальной лексики.

Назовите категориальное значение наречий. Является ли оно единственным? Какие точки зрения существуют по этому вопросу? Как категориальное значение коррелирует с синтаксическими функциями этой части речи? Как Вы относитесь к мнению, высказанному В.Н. Мигириным: «С точки зрения существующих принципов выделения частей речи, предусматривающих их выделение по единому категориальному значению, общности грамматических форм и функциональной общности, наречие невозможно считать отдельной частью речи… Детальное изучение истории наречий и выяснение их функциональной роли в современном русском языке покажет, должны ли мы видеть в наречиях несколько частей речи или оформляющуюся часть речи, или группу слов, таящую в себе зародыш складывающихся частей речи» [Мигирин В.Н. Язык как система категорий отображения. – Кишинев: Штиинца, 1973. – С. 77].

Назовите семантические разряды наречий. Какие критерии используются при выделении семантических разрядов наречий? Какие семантические разряды наречий представлены наименьшим количеством лексем? Как вы можете это объяснить? Перечислите все известные вам наречия причины, цели. Чем, по вашему мнению, можно объяснить небольшое количество наречий подобного типа? Перечислите все известные вам наречия причины, цели. С.П. Обнорский писал: «Всякая классификация может иметь значение не сама по себе, а лишь как средство в объяснении динамики в жизни классифицируемого материала. Если классификация содействует познанию линий движения в языке, она имеет основания для своего признания. Иначе её значение остается лишь внешнее…» [Обнорский С.П. Очерки по морфологии русского глагола. – М., 1953. – С. 5 ]. Наречие – развивающаяся часть речи. Можно ли прогнозировать появление в будущем не только отдельных слов, но и семантических разрядов, например, наречий следствия, условия, уступки? На какие процессы в языке, явления в системе морфологии и синтаксиса мы можем при этом опираться?

Охарактеризуйте степени сравнения качественных наречий. Почему именно эти наречия могут иметь степени сравнения? Являются ли степени сравнения формами наречий или это новые слова? Можно ли в связи с этим считать наречия неизменяемыми словами?

Почему А.М. Пешковский и В.В. Виноградов назвали наречия «свалочным местом» в системе частей речи?

Охарактеризуйте особенности словообразования наречий. Покажите соотношение наречий и предложно-падежных форм имен существительных [см.: Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М.: Просвещение, 1976. – С. 183–187].

Назовите иммиграционный потенциал наречий. Какие падежи имён существительных в наибольшем количестве пополняют класс наречий? Какие дифференциальные признаки характерны для наречий типа весной ?

В какие части речи переходят наречия? Наречия какой семантики переходят в предлоги? Охарактеризуйте частицы и междометия, образованные путём перехода из наречий. Что можно сказать о субстантивации наречий? [См.: Сидоренко Е.Н., Сидоренко И.Я. Диахронный и синхронный аспекты переходности в системе частей речи и контаминантов. – Симферополь, 1993].

Почему наречия обладают богатой синонимикой? При подготовке ответа используйте статью И.К. Марковского [Марковский И.К. Синонимика наречий в современном русском языке //Рус яз. в шк. – 1987. – № 6. – С. 76–82].

Изучите словарную статью «Наречие», написанную О.П. Ермаковой в энциклопедии «Русский язык» [С. 153–154]. Дайте анализ этого раздела с позиций традиционной грамматики и принятой вами точки зрения.

Безлично-предикативные слова (слова категории состояния)

Кто из русистов впервые обратил внимание на особое место слов категории состояния в системе частей речи? Изучите и прорецензируйте с учетом современных достижений лингвистики в этой области работу Л.В. Щербы «О частях речи в русском языке» [Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1957. – С. 63–84].

Какие дополнения в определение морфологического статуса этой группы слов внёс В.В. Виноградов? Какой объём слов включил В.В. Виноградов в новую часть речи?

В чём состоит суть дискуссии о словах категории состояния как части речи? Примените четыре основных критерия выделения частей речи (категориальное значение, морфологические и синтаксические особенности, словообразовательные возможности) к анализируемой группе слов и сделайте вывод об их морфологическом статусе (о возможности или невозможности выделения их в самостоятельную часть речи).

Сколько названий для данной части речи существует в современной лингвистике? Чем, по вашему мнению, объясняется наличие такого большого количества названий для одного и того же класса слов? Какие стороны анализируемой части речи отражает каждое название?

Как представлены безлично-предикативные слова в толковых словарях? Что означают пометы «в знач. сказ.», «безл. сказ.», принятые в лексикографической практике? К какой части речи относятся слова, сопровождаемые такими пометами? Приведите примеры.

Перечислите основные морфологические особенности безлично-предикативных слов. Как вы относитесь к точке зрения, согласно которой данные слова имеют морфологические категории наклонения и времени? Аргументируйте свой ответ.

Какие безлично-предикативные слова могут иметь степени сравнения? Охарактеризуйте степени сравнения данных слов. Являются ли они формообразующими или словообразующими единицами? Можно ли считать безлично-предикативные слова в связи с этим неизменяемыми? Приведите примеры омонимии сравнительной и превосходной степени имен прилагательных, наречий, безлично-предикативных слов; назовите критерии их разграничения, примените их к конкретным примерам [См.: Сергеев Ф.П. Методика разграничения сравнительной степени на –ее, -е, -ше прилагательных, наречий и категории состояния // Рус. яз. в шк. – 1963. – №2].

Назовите особенности безлично-предикативных слов.

От каких частей речи и каким образом образованы безлично-предикативные слова? (Назовите обе точки зрения, касающиеся образования безлично-предикативных слов на –о, и охарактеризуйте их). Как можно квалифицировать способ образования омонимичных наречий и безлично-предикативных слов?

Почему безлично-предикативные слова на –о составляют абсолютное большинство слов этой части речи в количественном отношении? (См.: Кочинева О.К. Что нужно знать учителю о предикативах или словах категории состояния // Рус. яз. в шк. – 1972. – № 6).

Как изучаются безлично-предикативные слова в школе?

Прочитайте словарную статью «Предикативы», написанную В.А. Плотниковой и помещённую в энциклопедию «Русский язык» [ С. 226–227 ] . Дайте анализ этого раздела с позиций научной грамматики и принятой вами точки зрения.

При написании данного раздела были использованы материалы работы Сидоренко Е.Н., Забродченко В.П., Семиколеновой Е.И. «Методические указания и задания к основным темам курса «Современный русский язык» ( Наречие. Категория состояния. Служебные части речи. Переходные явления в области частей речи)». – Ч. 3. – Симферополь: СГУ, 1989. – 31 с.