Общие вопросы теории частей речи. Имя существительное.

Общие вопросы теории частей речи. Имя существительное. — Аннотация
Автор Administrator   
22.11.2007 г.

Страница 6 из 11

  • Дайте определение части речи. Покажите, в чём состоят недостатки определения части речи в Грамматике–1960 и Русской грамматике–1980.
  • Назовите истоки общей теории частей речи. Какова роль А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, А.П. Пешковского, А.А. Шахматова в развитии теории частей речи в русистике?
  • Покажите вклад акад. Л.В. Щербы в развитие теории частей речи. Какие дискуссионные группы слов выделил Л.В. Щерба? Какие слова он называет «беспризорными» и почему?
  • Покажите вклад акад. В.В. Виноградова в развитии теории частей речи. Сколько структурно-семантических типов слов и какие он выделил? Раскройте их содержание. Какие новые части речи выделены впервые В.В. Виноградовым? Какое развитие получила теория «новых частей речи» в современной лингвистике?
  • Сколько частей речи и какие выделяет Русская грамматика–1980? Правомерно ли выделение в отдельную часть речи местоимений-существительных? Аргументируйте свое мнение.
  • Как вы относитесь к точке зрения, согласно которой служебные слова приравниваются к особого типа морфемам (см. работы Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, А.А. Шахматова, И.Р. Выхованца и др.)?
  • Перечислите традиционно выделяемые критерии разграничения частей речи, раскройте содержание каждого из них. Какие критерии необходимо добавить к ним и каков алгоритм применения всех критериев? Что помогает выявить критерий, названный нами способом отображения объективной действительности? В каких работах встречается этот термин, в чём его отличие? Почему словообразовательный критерий можно считать факультативным?
  • Какие части речи выделены в работах В.В. Виноградова, в Грамматике–1960 и в Русской грамматике–1980, в учебнике Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова, в действующей школьной грамматике?
  • Раскройте понятие контаминанта как гибридного лексико-грамматического класса слов. Какие контаминанты в современном русском языке Вам известны? Почему к контаминантам нельзя отнести порядковые слова?
  • Что следует ответить на вопрос «Может ли быть представлена часть речи двумя и более словами?» Приведите примеры. В чём состоит отличие аналитических слов и составных слов в системе частей речи?
  • Наиболее важными дискуссионными проблемами, касающимися теории частей речи, принято считать следующие:
  • выделение местоимений в самостоятельную часть речи;
  • объём глагола как части речи;
  • вопрос о выделении в самостоятельные классы слов категории состояния и модальных слов;
  • грамматический статус так называемых звукоподражательных слов;
  • рассмотрение в системе частей речи единиц, семантически и функционально тождественных частям речи, но структурно более усложнённых (состоящих из двух и более слов), а также гибридных слов.
  • Какие ещё вопросы, связанные с теорией частей речи, являются, по Вашему мнению, дискуссионными, требующими дополнительной аргументации, доработки?

Имя существительное

  • Дайте определение имени существительного. Назовите основные дифференциальные признаки имени существительного.
  • Что называется лексико-грамматическим разрядом части речи? Чем отличается лексико-грамматический разряд от лексической группы?
  • Какие лексико-грамматические разряды имён существительных Вы знаете?
  • Что лежит в основе деления на собственные и нарицательные существительные? Каково значение собственных существительных? В каких случаях имена существительные собственные могут употребляться в форме мн. ч.? Относятся ли к разряду имён существительных собственных названия художественных произведений, кинофильмов и т. п., если они выражены словосочетаниями, предложениями? Покажите случаи перехода одного разряда в другой.
  • Что входит в понятие «лексическая одушевлённость» («биологическая одушевлённость»), «грамматическая одушевлённость»? Совпадают ли эти понятия? Как выражается лексико-грамматическая категория одушевлённости / неодушевлённости у имён существительных мужского рода? Женского и среднего рода? Как определяется грамматическая одушевлённость / неодушевлённость у имён существительных, имеющих форму только одного числа? У неизменяемых существительных? Можно ли говорить о корреляции категории одушевлённости и вопроса кто ?
  • Назовите признаки собственно конкретных существительных.
  • Охарактеризуйте разряд вещественных существительных.
  • Какой принцип положен в основу выделения собирательных существительных? Что общего и различного у существительных с точки зрения выражения в них собирательности, ср.: студенчество, зверьё, бельё, зелень, группа, полк, стая, мебель ? (См.: Маевская Н.И. О собирательных существительных // Рус. яз. в шк. – 1968. – №6). Как Вы относитесь к точке зрения, согласно которой собирательные существительные должны входить в так называемый тройственный ряд (треугольник), состоящих из однокоренных существительных в форме ед. ч., мн. ч. и собирательного существительного типа крестьянин – крестьяне – крестьянство ? (См.: Реформатский А.А. Число и грамматика // Сб. статей к 75-летию акад. И.И. Мещанинова. – М.: Л., 1960. – С. 394). Назовите имена существительные, в которых собирательность представлена только лексически.
  • Объясните, чем вызваны колебания в отнесении к лексико-грамматическим разрядам следующих существительных:
    • хворост – собират. (Гвоздев), веществ. (Грамматика–1952);
    • изюм – собират. (Гвоздев), веществ. (Грамматика–1952);
    • зелень – собират. (Грамматика–1952), веществ. (Виноградов);
    • виноград – собират. (Гвоздев), веществ. (Грамматика–1952);
    • земляника – собират. (Гвоздев), веществ. (Грамматика–1952; Грамматика-1970, Виноградов). [Буланин, 1976, с. 40–41].
  • Покажите лексические и грамматические особенности абстрактных существительных.
  • Дайте определение категории рода в русском языке. Почему категорию рода рассматривают как классификационную?
  • Покажите характерные черты морфолого-синтаксической структуры рода, назовите морфологические и синтаксические средства выражения категории рода.
  • Какие имена существительные относятся к мужскому роду? К женскому роду? К среднему роду? Почему В.В. Виноградов называет параграф «Расплывчатость среднего рода в современном русском языке»? [Виноградов, 1972, с. 75]. Что Вам известно о существительных «парного» рода?
  • Раскройте широкое и узкое понимание общего рода. Какие разряды слов с точки зрения словообразования выделяет внутри общего рода В.В. Виноградов? [Виноградов, 1972, с.68-71]. Почему не все лингвисты относят к общему роду слова типа инженер, библиотекарь ?
  • К какому роду относятся слова типа Женя, Ваня, Саша ?
  • Как определить род заимствованных несклоняемых слов? Аббревиатур? Составных существительных типа кафе-столовая ?
  • Дайте определение категории числа. Покажите число как обязательный, регулярный, номинативный и синтаксический элемент значения существительных.
  • Каковы языковые средства выражения категории числа?
  • Охарактеризуйте имена существительные, имеющие формы единственного и множественного числа.
  • Установите значения имён существительных, употребляемых только в ед. ч. ( singularia tantum ).
  • Покажите значения имён существительных, употребляемых только во мн. ч. ( pluralia tantum ).
  • Приведите 5 примеров имён существительных в ед. ч., имеющих релятивно-коррелирующую форму мн. ч., и 5 имён существительных, имеющих деривационно-коррелирующую форму мн. ч.
  • Назовите, в каких случаях вещественные и абстрактные имена существительные могут иметь деривационно-коррелирующие формы мн. ч.
  • Приведите примеры имён существительных с остатками двойственного числа.
  • Дайте определение категории падежа. Сколько падежей выделяет лингвистика у русских имён существительных? Какова их этимология? [Кузнецов П.С. У истоков русской грамматической мысли. – М.: Л., 1956].
  • Как категория падежа связана со склонением?
  • Назовите основные значения каждого падежа.
  • Что нового о значении падежа сообщает статья Г.А. Золотовой «К вопросу о типах падежных значений» [Рус. яз. в нац. шк. – 1970. – №4. – С. 74–76 ]
  • Охарактеризуйте способы определения падежа (по статье В.А. Ивановой «Способы определения падежей», помещённой в журнале «Русский язык в школе», 1971, №1). Что называется склонением? Дайте широкое и узкое понимание термина «склонение».
  • Назовите типы склонения имён существительных.
  • Покажите особенности I , II и III склонение имён существительных. Чем объясняется разница в нумерации (перестановка местами I и II склонения) в вузовской и школьной грамматике?
  • Перечислите случаи появления вариантов падежных окончаний. Каковы причины этого явления?
  • В чём заключаются особенности склонения имён существительных типа домишко, слонище ? Какова история этого явления? [Качевская Г.А. Домишко, амбаришко // Рус. речь. – 1969. – №1. – С. 58–62 ].
  • Перечислите разносклоняемые существительные. Что говорит об этих существительных Русская грамматика–1980?
  • Покажите особенности адъективного и смешанного склонения.
  • Какие имена существительные относятся к нулевому склонению?
  • Покажите современные тенденции в склонении имён существительных.
  • Перечислите типы ударения при склонении имён существительных и охарактеризуйте их.
  • Назовите правила правописания суффиксов имён существительных и сложных существительных.
  • Перечислите способы словообразования имён существительных; покажите особенности каждого из них.
  • Приведите примеры наиболее продуктивных суффиксов имён существительных, назовите их основные группы и правила правописания.
  • Каковы типы словосложения имён существительных?
  • Что такое «аббревиация»?
  • Раскройте понятие субстантивации.
  • Покажите особенности перехода имён существительных в другие части речи.